21 апреля в рамках координационного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Торгово-промышленной палате Дубны прошел круглый стол, посвященный вопросам конкуренции. За круглым столом встретились представители администрации города, бизнес-сообщества, ТПП, дирекции программы развития наукограда Дубна и ОЭЗ «Дубна», а также комитета по конкурентной политике Правительства Московской области, УФАС по Московской области. Представитель Правительства московской области, Начальник управления развития конкуренции комитета по конкурентной политике Наталья Быстроновская рассказала о стандарте развития конкуренции в Подмосковье.
Стандарт предполагает развитие конкуренции в таких сферах, как: дошкольное образование и культура, соцобслуживание, ЖКХ и доступ в интернет, также отдельные направления выделили в Московской области — сельское хозяйство, реклама, ритуальные услуги, туризм и отдых. Региональный стандарт послужит ориентиром местным властям в развитии конкуренции на местах.
Только практика показывает, что ФАС действует в Дубне не на пользу развития конкуренции, а совсем наоборот. Сотрудники ведомства очень чутко относятся к жалобам на малых предпринимателей по самому безобидному поводу, явно нацеленным на устранение конкурента. Когда же речь идет о жалобе на явную монополизацию рынка, ФАС отвечает, что нет повода для ее рассмотрения, как например с рынком ЖКХ в Дубне – большую его часть занимают компании, принадлежащие и управляемые И.С. Чихаловым с родственниками. ФАС по Московской области относится к этому с невозмутимым спокойствием.
Со своей стороны отметим, что по закону «О защите конкуренции» (135-ФЗ) возникла практика антимонопольного преследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). И это при том, что ФАС задумывался как орган, призванный защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка. Более того, предшественник ФАС до 2004 года так и назывался – Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако по иронии судьбы на практике происходит ровно наоборот — по некоторым оценкам до 80% своих усилий ФАС направляет против МСП и некоммерческих организаций. Даже по самым «боевым» статьям (картель и злоупотребление доминирующим положением) доля дел МСП в 2013-14гг. составила 64% и 36% соответственно. Другими словами, называются «монополистами» — со 100% долей рынка в границах торгового центра, кинотеатра, городской площади, пекарни, чердака или стены дома, «организаторами и участниками картельных сговоров» субъекты МСП, включая индивидуальных предпринимателей, и даже ТСЖ и садовые некоммерческие товарищества.
Несмотря на то, что суды в 2013-2014 гг. почти половину дел ФАС против МСП признали незаконными, защита от претензий ФАС связана для малого бизнеса с немалыми финансовыми и временными затратами. Более того, зачастую такие дела ФАС ведут к устранению «неугодных» предпринимателей с рынка. ФАС использует размытые нормы антимонопольного законодательства для предъявления претензий к МСП и ТСЖ, которые ничего общего не имеют с защитой конкуренции или потребителей: схожесть цен, «сверхприбыль» в 14 тыс. руб., включение в себестоимость оплаты за Интернет. Но чаще всего ФАС банально вмешивается в хозяйственные споры, выступая на стороне недобросовестного предпринимателя, захотевшего устранить неугодного конкурента. То есть орган, призванный защищать конкуренцию, ее своими действиями устраняет.
Называть малый бизнес монополистом и наказывать его возможно только в России. В США самым маленьким из фигурантов антимонопольных дел за последние годы является компания Transitional Optical, оборот которой в 2012 г. составил около 800 млн. долл. США (около 53 млрд. руб.). В России же почти ежедневно возбуждаются дела против компаний с оборотом менее 1 млн. руб. и индивидуальных предпринимателей.
Руководитель ФАС не скрывает в своих публичных выступлениях двойных стандартов: попустительство к нарушениям со стороны крупных компаний, особенно иностранных, при запредельно жестком карательном подходе к МСП, действия которого в любой развитой стране признаются законными:
крупных иностранных компаний | отечественного малого бизнеса |
Это было правильное решение (дело «картеля батутов») нашего территориального подразделения, потому что была пресечена одна из форм мошенничества. Если вы инспектор, вы приходите на главную площадь Горно-Алтайска и видите двух работников этих батутных контор, которые во весь голос договариваются о повышении цен, а в законе это прямо запрещено, что вы будете делать? |