31679eu-960

С начала года цены на бензин на АЗС выросли на 2,6%. Так, средняя стоимость бензина Аи-92 на 2 мая составляла 36,28 руб. за 1 л, Аи-95 – 39,5 руб. за 1 л. Дизельное топливо подорожало меньше. В сравнении с мартом рост был 0,6%. За неделю с 25 апреля по 2 мая к предыдущей неделе он ускорился до 0,2%. Впрочем, за аналогичный период 2016 года цены выросли на 1,2%, а за неделю с 24 по 30 апреля не изменились.

Сейчас оптовые и мелкооптовые цены на бензин близки к рекордным значениям и это вынуждает продавцов повышать розничные цены. Также предложение бензина отстает от спроса и на бирже бензина продается меньше, чем в январе – феврале. Недостаток связан с ремонтами на заводах. 21 апреля начался плановый ремонт на Ачинском НПЗ (работы продлятся ориентировочно до 15 июня). 25 апреля был остановлен на плановый ремонт Антипинский НПЗ. А поставки с Саратовского и Волгоградского НПЗ возобновились только 28 и 29 апреля соответственно. Это отразилось на запасах бензина. По данным ЦДУ ТЭК, за неделю с 25 апреля по 1 мая запасы снизились на 2,5% до 1,77 млн. т. Отгрузка бензина на внутренний рынок за неделю в сравнении с предыдущей выросла на 11,7% до 656 тыс. т., а производство – на 1,4% до 679 тыс. т. Минэнерго считает, что ситуация стабильна. Запасы в большинстве регионов превышают норматив в 10 суток.

По данным Росстата, рост цен на бензин опережает инфляцию, которая за четыре месяца составила 1,3%. За ценами на топливо следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По словам начальника Управления ФАС по регулированию ТЭК Дмитрия Махонина, такое случалось за последние годы в краткосрочном периоде, но по итогам года темп роста соответствовал инфляции. В 2016 г. бензин подорожал на 3,8% при инфляции в 5,4%. И в 2017 г. цены вырастут в пределах инфляции, говорил в декабре Вице-премьер Аркадий Дворкович. Средняя инфляция на 2017 г. прогнозируется на уровне 4%. При этом по данным Лукойла, стоимость бензина в 2017 году должна вырасти на 8-12% по причине роста акцизов. По словам экспертов, инфляция действительно низкая и удержать на ее уровне рост цен на нефтепродукты очень сложно, хотя государство и будет следить за этим особенно в предвыборный год. Соответственно по прогнозам, рост цен будет вровень с годовой инфляцией или чуть выше. В анализе цен ФАС учитывает роль налогов и акцизов, и по словам Махонина, ситуация не вызывает опасений по текущему росту цен, но при этом служба все равно проводит проверки на рынке.

С «бензиновыми делами» которыми так гордится ФАС, т.к. самые большие штрафы в истории службы были получены с нефтяных компаний, не все так просто. Нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался Владимиру Путину о проделанной работе. Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство нефтяных компаний с ФАС в судах в рамках т.н. «второй волны» дел, которую антимонопольные органы возбудили против нефтяников. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд. рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.

Разумеется, учитывая социально-экономическую значимость данного товара, ФАС не могла оставить в стороне действия нефтяников. Руководитель ФАС Игорь Артемьев объявил о начале «третьей волны» дел против нефтяных монополистов. Но дела были возбуждены по ценам на авиакеросин и дизтопливо, а не по бензину! Иными словами, как бы в обмен на уплату штрафа ФАС «не заметила», как нефтяники его компенсировали за счет потребителей в течение последующих 6 месяцев.
Уже потом, осенью 2011 года, ФАС возбудила очередное бензиновое дело. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования). В итоге нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчиталась Путину о проделанной работе. Игорь Артемьев: «При повышении акцизов все будет зависеть от того, как будет складываться рыночная ситуация. Но резких скачков быть не должно. Здесь несколько факторов будет работать. Акциз прямо транслируется в цену. Насколько Правительство решило увеличить акциз, то есть пополнить бюджет, чтобы решить социальные программы, настолько цена может теоретически вырасти».

Примечательно, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС.

Один из немногих примеров классического антимонопольного кейса (а не столь любимых регулятором дел по «ущемлению интересов») в практике ФАС: монополист, компания-оптовик, работающая одновременно и на розничном рынке, повышает оптовые цены более высоким темпом (или даже выше в абсолютном выражении) розничных. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом. Именно на такие кейсы, а не на банальный «рост цен на бензин» должна в первую очередь обращать внимание ФАС, ведь рост цен — это уже следствие монополизации. Борясь не с причиной, а со следствием, трудно добиться положительного эффекта — в лучшем случае монополист переложит выплаченные ФАС штрафы на потребителей. К сожалению, подобных «классических антимонопольных кейсов» в практике ФАС немного. В большинстве регионов поглощение независимых АЗС произошло при бездействии регулятора. Но даже там, где дела возбуждаются (например, в Нижегородской области и Приморском крае), они не могут устоять в суде.