УЛЬЯНОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
Руководитель проекта «РеформаФАС», директор АНО «Института повышения конкурентоспособности», руководитель Общественного проекта «За антимонопольную реформу!».
Родился 13 июля 1977 г. в г. Перми. В 1999 г. окончил МГИМО (У) МИД России, специальность — экономист-международник со знанием иностранных языков (английский, французский), в 2002 г.- аспирантуру МГИМО (У) МИД России, Кандидат экономических наук. Проходил переподготовку, повышение квалификации в ведущих отечественных и зарубежных университетах, включая Оксфордский университет (Великобритания), Датскую школу государственного администрирования (Копенгаген), Финансовую академию при Правительстве РФ. Имеет свыше 20 научных публикаций объемом более 20 п.л. Число публикаций в периодической печати и сетевых СМИ – более 1000.
Опыт работы:
09.2016-н.вр. – Директор Института повышения конкурентоспособности
01.2016-н.вр. – руководитель Общественного проекта «За антимонопольную реформу!»
07.2012-01.2016 – директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок, антимонопольный эксперт «Деловой России»
Подготовка поправок к Федеральным законам «О контрактной системе…» (44-ФЗ), «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц…» (223-ФЗ), «О защите конкуренции» (135-ФЗ). Удалось добиться принятия либерализационных поправок в Уголовный Кодекс РФ (2014), существенной корректировки «четвертого антимонопольного пакета» (вступил в силу 05.01.2016), существенного ограничения антимонопольного преследования малого бизнеса (264-ФЗ от 03.07.2016), отмены согласования слияний среднего бизнеса (закон вступил в силу в 2014 г.), обязательного проведения анализа рынков антимонопольным органом для принятия обоснованных решений (2015). Подготовка документа-позиции «Деловой России» «Антитраст по-европейски: как направить российскую антимонопольную политику на развитие конкуренции». Проведение аналитических исследований по различным аспектам антимонопольной политики и закупок, создание баз данных решений по 135-ФЗ и 44-ФЗ.
Развитие членской и экспертной сети НАИЗ, создание на базе НАИЗ платформы профессионального взаимодействия с общественными организациями, объединениями предпринимателей, экспертным и научным сообществом, органами власти. Участие в подготовке дорожных карт Агентства стратегических инициатив (АСИ), ежегодных Докладов Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ, Доклада Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса (март 2015).
09.2011-06.2012 – заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы-министра Правительства Москвы
Заместитель председателя Объединенной Коллегии Департамента, член Финансовой комиссии, член Советов директоров предприятий, находящихся в собственности Москвы (ОАО «ВНИИМЕТМАШ», ОАО «Химавтоматика» др.).
Курировал деятельность Департамента в области промышленной политики. Участвовал в подготовке проекта закона «О промышленной деятельности в городе Москве». Инициировал отмену московского «налога на модернизацию» — Постановление Правительства Москвы об уплате предприятиями 30-60% кадастровой стоимости земли при реконструкции зданий/сооружений. Инициировал и готовил к подписанию соглашения о сотрудничестве Правительства Москвы и ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и др., создание рабочей группы Правительства Москвы и Минпромторга России.
Инициировал проведение международного конкурса по организации чемпионата рабочих профессий в Москве совместно с АСИ.
Организовывал административную, финансовую поддержку крупнейшим предприятиям города в т.ч. при запуске инвестиционных проектов (ОАО «Автофрамос», ОАО «Газпромнефть-МНПЗ», ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева); содействовал повышению эффективности работы АМО ЗИЛ и ОАО «Тушинский машиностроительный завод».
Инициировал и участвовал в организации визитов Мэра Москвы на крупнейшие предприятия города, экспозиций Правительства Москвы и предприятий города на ряде российских и зарубежных выставках.
02.2010-09.2011 – начальник Корпоративного управления ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», заместитель генерального директора ФГУП «СУДОЭКСПОРТ»
Член Закупочной комиссии ОАО «ОСК». Подготовка анализов мировых рынков гражданского судостроения и военного кораблестроения, дайджестов закупок. Вошел в пятерку лучших корпоративных директоров по версии «Коммерсантъ».
Участвовал в подготовке Федерального закона «О поддержке судостроения и судоходства» (вступил в силу), изменений в Федеральный закон «О рыболовстве» (в части поддержки судостроения), Концепции развития ОАО «ОСК» до 2020 г. (одобрена Советом директоров), Политики закупок ОАО «ОСК», регламентов закупочной деятельности дочерних обществ. Разрабатывал Программы инновационного развития (ПИР) ОАО «ОСК».
06.2010-09.2011 – советник Президента Общероссийский общественной организации «Деловая Россия»
Участвовал в разработке «Национальной программы демографического развития России на период до 2015 г.» и ряда программ на ее основе (миграционной, по ограничению употребления алкоголя и табакокурения и др.). Разрабатывал законопроекты об ограничении и профилактике абортов в России (часть предложений принята и вступила в силу); готовил материалы о социальной и демографической политике для Посланий Президента РФ Д.А. Медведева, заседаний Госсовета и т.д.
09.2006-01.2010 – Начальник Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы
Курируемые отрасли: металлургия, оборонно-промышленный комплекс, машиностроение, рудно-сырьевой комплекс, легкая промышленность, производство стройматериалов. В 2004 г. и в 2007 г. объявлены благодарности, в 2006 и 2008 гг. награжден почетными грамотами ФАС России.
Обеспечил следующие показатели деятельности Управления контроля промышленности:
1) 1 место среди управлений ФАС России по размеру наложенных и уплаченных (не обжалованных) штрафов на протяжении 2007-2009 гг. Размер собранных штрафов за 2008 г. составил 817 млн. руб., или 73% от всего объема, собранного ФАС России. Из уплаченных в 2008 г. 10 оборотных штрафов по ФАС России 7 обеспечило Управлению контроля промышленности. Через месяц после того, как курируемое управление заняло 1 место во внутреннем рейтинге эффективности ФАС, Ульянова А.С. «вынудили покинуть» службу. ФАС России «безосновательно» в ускоренном порядке закрыла почти 300 дел, возбужденных Управлением Ульянова против крупных компаний и госструкур, либо прекратило начатые Управлением расследования. Среди них дела и расследования в отношении ГК «Ростех», Пенсионного фонда России, ОАО «РЖД» и др. Вместо расследований в отношении монополистов, Управление стало преследовать малый и средний бизнес, являвшейся стандартной практикой на тот момент для других подразделений ФАС.
2) Самые высокие показатели по добровольно уплаченным штрафам, доле выигранных в судах дел, доле исполненных предписаний (90-95%, что заметно превышает показатели по ФАС России, которые составляют в среднем — 16%).
3) В 2007-2009 гг. 30-50% всех выданных ФАС России отказов по сделкам экономической концентрации (запретов на создание монополий) и 20-40% предписаний о недопущении ограничения конкуренции были выданы Управлением промышленности. С 2010г., после ухода Ульянова А.С. из ФАС, число отказов в согласовании крупных слияний и/или выданных с обоснованным предписанием по системе в целом сократилось почти в 2 раза.
4) Дела и расследования инициировались исключительно против доминирующих на товарных рынках отечественных и иностранных компаний и органов власти, в интересах потребителей, малого и среднего бизнеса.
5) Программы льготного кредитования автомобилей Минпромторг был вынужден распространить на всех автопроизводителей, проводящих локализацию. Участвовал в урегулировании ситуации в Пикалево, разбирательств в отношении ОАО «Евроценмент» и ОАО «Мечел», которые способствовали снижению цен на цемент и коксующийся уголь.
6) А.С. Ульянов ввел в Управлении контроля промышленности практику обоснования принятого решения по результатам рассмотрения ходатайств о слиянии (присоединении), сроков рассмотрения, указания запросов информации, обязательного проведения и описания в решении анализа рынка. После ухода А.С. Ульянова управление вернулось к общепринятой в ФАС России практике выдачи решений без анализа рынка. сроков и обоснований — на 1-2 абзаца.
7) Все выносимые Управлением решения размещались на официальном сайте ФАС в сети Интернет (до принятия дорожной карты «Развитие конкуренции…» в целом по ФАС в Интернет размещалось не более 5% решений).
8) Управление при Ульянове А.С. заняло ведущие позиции по упоминаемости/цитировании в СМИ.
9) Создание при ФАС 5 отраслевых Экспертных советов.
05.2004-09.2006 – Советник Руководителя, заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы
Курировал подготовку ежегодных Докладов о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России («бюджетный доклад», ДРОНД). В 2005 г. подготовленный Ульяновым А.С. бюджетный доклад ФАС России занял 2 место среди докладов 68 федеральных органов исполнительной власти в конкурсе, проводимом Минфином России. Участвовал в разработке Федерального закона «О защите конкуренции» («первый антимонопольный пакет»), модернизировал систему внутренней ведомственной отчетности ФАС России, ввел в систему отчетности опросы предпринимателей по состоянию конкурентной среды.
2001-2004 – Директор экономических программ Регионального исследовательского фонда «Поддержка развития институтов гражданского общества»
Подготовил ряд поправок, принятых и учтенных частично Государственной Думой, в проекты законов о федеральном бюджете на общую сумму >100 млн. руб., к проектам законов «О несостоятельности (банкротстве)», о железнодорожном транспорте, Налоговому и Бюджетному кодексам. Подготовил альтернативный проект закона «Об электроэнергетике» (положения частично учтены в принятом ФЗ «Об электроэнергетике»). Участие в разработке Альтернативных бюджетов.
2001-2004 – Редактор отдела экономики еженедельника «Российские вести» Управления делами Президента РФ
1998-2001 – Эксперт бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы
Подготовил несколько десятков принятых и учтенных поправок к бюджетам г. Москвы на общую сумму >1 млрд. руб. На основе проведенного анализа бюджетов административных округов г. Москвы разработаны меры по повышению эффективности и прозрачности бюджетов административных округов г. Москвы.
Общественная, преподавательская и научная деятельность:
02.2013-н.вр. – Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей.
2013-н.вр. – член рабочих групп Экспертного совета при Правительстве РФ по конкуренции, демографической и семейной политике, закупкам.
2013-н.вр. – член рабочих групп АСИ по контролю за выполнением дорожных карт по конкуренции, доступу МСП к закупкам госкомпаний.
2005-2007 – Доцент Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ)
2013-н.вр. – член комитета «Деловой России» по антимонопольному регулированию
1999-2008 – Аспирант, преподаватель, старший преподаватель, доцент МГИМО (У) МИД России
1997-2000 – участник Международного молодежного социал-демократического движения, конференций и съездов IUSY и ECOSY.
Способствовал смягчению позиций этих организаций в отношении Белоруссии. Выступил с проектом резолюции, осуждающей агрессию НАТО против Югославии, но не был поддержан.
1994-1998 – Преподаватель экономики в школах №№548 и 1151 г. Москвы.
Победитель Всероссийских и призер (2 место в 1993, 1994 и 1998 гг.) Международных студенческих олимпиад по экономике (США, Япония). Ученики занимали призовые места на всероссийских олимпиадах по экономике и Международных студенческих форумах по экономике (США, Япония).
Женат, четверо детей.
Также имеется страница на Википедии.