rosimushhestvo-vs-fas

В Татарстане проходит судебное рассмотрение иска Росимущества РТ против Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ (УФАС) в связи с обменом одного автомобиля на другой без проведения публичных торгов. А УФАС является главным контролером закупок. Полгода назад УФАС решило обменять седан Hyundai NF 2,4 GLS в автосалоне ТТС без проведения аукциона по схеме «Trade-In» на Toyota Camry. Ценник в автосалоне на новенькую стандартную Toyota Camry начинается от 1,36 млн. руб, на категорию «люкс» от 1,96 млн. руб., а цена на подержанный седан Hyundai варьируется от 350 до 600 тыс. руб. Представители УФАС уверяют, что все сделали по закону. В соответствии с Постановлением Правительства от 2 сентября 2015 года № 927, чиновникам ограничили автоаппетиты. Из документа видно, что УФАС в данном случае нарушения не допустило.

В суде представитель Росимущества отметил, что в соответствии с письмом ФАС, необходимо обращать внимание на случаи проведения закупок госорганами без публичных процедур. При проведении процедуры обмена автомобиля, УФАС списала старый автомобиль, но по мнению Росимущества списание возможно при повреждении или по причине морального износа, тогда автомобиль подлежит утилизации, а не участию в сделке. Получается, что УФАС приобрело автомобиль при двойном нарушении, то есть не утилизировало автомобиль через публичные процедуры по реализации федерального имущества (старый автомобиль) и провело обмен автомобиля на новый также в обход 44-ФЗ. Когда в местное управление Росимущества поступило заявление о регистрации нового автомобиля, управление обратилось в центральный аппарат Росимущества и получило указание обратиться в суд.

По мнению УФАС, осуществление договора мены не требует соблюдения публичных процедур в соответствии с законодательством РФ. Также антимонопольное ведомство уточнило, что провело все процедуры в том числе оценку имущества и пояснило процедуру выбора дилера. При выборе дилера УФАС рассмотрело различные коммерческие предложения и остановилось на предложении ТТС исходя из экономии бюджетных средств. То есть какие-то процедуры проводились, но без проведения публичных торгов. И основываясь на Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» любой орган, осуществляющий сделки с движимым имуществом должен согласовывать их с учредителем, в данном случае с ФАС. ФАС сделку согласовала, после чего УФАС предоставило в Росимущество сведения об объекте для постановки его на учет. Вот тут и произошла заминка, в результате к делу привлекли ФАС. УФАС в суде отметило, что Росимущество не конкретизировало как были нарушены интересы РФ при реализации договора мены. При этом сам судья иронично отметил, что УФАС, отвечающее за соблюдение процедур при продаже и закупке, продало федеральное имущество без организации этих процедур. В связи с этим необходимо проверить законность данной операции. Также судья уточнил, как УФАС действовало в подобных ситуациях, вменяя договор мены как нарушение другим учреждениям, на что представители УФАС ответить не смогли.

Судебное заседание по этому вопросу будет продолжено 25 октября. Результат процесса при любом исходе дела будет прецедентным. Отметим, что УФАС нашло очень удобный способ обойти 44-ФЗ, используя договор мены, когда для покупки какого-либо товара можно найти, то что уже не нужно и провести процедуру обмена.