Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина подготовил большой доклад «Госзакупки: какой должна быть контрактная система».
Исследование выполнено авторским коллективом под руководством О.В. Анчишкиной, в составе коллектива известные специалисты и эксперты в области закупок Иван Бегтин, Сергей Дашков, Кирилл Кузнецов и многие другие.
В докладе содержится подробный и содержательный анализ сложившейся в нашей стране контрактной системы. Эта система подвергнута жесткой критике, причем той части, за которую ответственность несет в первую очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС). То есть выводы доклада во многом совпадают с нашими.
В частности, в докладе отмечается, что потенциал, заложенный в 44-ФЗ, во многом остался нереализованным. Закон в результате скатился до уровня своего предшественника — 94-ФЗ — в части примата процессуального контроля (во многом избыточного и бессмысленного), а система контроля за результатами по-настоящему так и не сложилась.
Авторы доклада выражают недоумение по поводу не имеющего аналогов в мире «аукционного крена» нашей контрактной системы. Мы также в свою очередь отмечали. что примат аукционов не только противоречит мировому опыту, но и ведет к коррупции, завышению цен, монополизации рынков.
А докладе отмечается, что потенциал также не имеющей аналогов в мире в части прозрачности информационной системы (zakupki.gov.ru) не реализовывается, поэтому прозрачность и масштаб размещаемой информации не имеет большого смысла.
В докладе подчеркивается, что в регуляторы госзаказа (ФАС, Минэкономразвития и Минфин) не проанализировали лучшие практики коммерческих закупок, многие из которых используются и некоторыми госкомпаниями (переторжка, конкурентные переговоры, распределение тендеров между несколькими участниками). Вместо этого регуляторы продолжают повторять как мантру заклинания о «коррупциогенности» и «несовершенстве» 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний, продолжают попытки максимально приблизить нормы 223-ФЗ к 44-ФЗ. Авторы доклада также как и мы, не обошли стороной вопиющий пример 62 больницы г. Москвы, которая умудрялась, работая по «коррупционному» с точки зрения ФАС, 223-ФЗ, закупать лекарства значительно дешевле (до 4 раз!), чем остальные клиники Москвы, работающие по 44-ФЗ с его жестким регулированием.
В докладе отмечается, что в российской контрактной системе создана искаженная реальность. В частности запрещены ценовые переговоры между заказчиками и поставщиками. в результате, заказчики должны по сути выдумывать начальные цены, в то время как в реальной жизни (и в практике коммерческих закупок, и в госзакупках развитых стран) цены устанавливаются производителем (поставщиком) товаров и услуг, а покупатель может сравнить цены разных производителей и вступить с ними в переговоры.
Надеемся. выход доклад будет способствовать комплексной перезагрузке контрактной системы.