Cs3nmk4W8AAbOuY

Президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев подверг жесткой критике работу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за дестабилизацию работы компании и нанесении ущерба ее интересам и репутации. По мнению Токарева ФАС предпринимает меры в части неправомерного вмешательства в деятельность компании в интересах иных хозсубъектов. Например, ситуация с ПАО «Новороссийский морской торговый порт», когда ФАС наложила на порт штраф в размере 9,74 млрд. руб. без проверки обоснованности жалоб других нефтяных компаний. При этом Транснефть собирается продать долю порта в размере 35,5%, также свою долю будет продавать государство в размере 20%. Соответственно действия ФАС негативно влияют на стоимость акций, что позволит потенциальным покупателям купить пакеты акций по минимальной цене. Также еще один совладелец порта группа «Сумма» оспаривает действия ФАС в отношении порта. При этом представители группу комментируют действия ФАС так, что не хотят допускать мысли, что ведомство действует в чьих-то интересах кроме государственных.

По мнению Токарева, ФАС начала ревизию нормативной базы Минэнерго, не имея ни оснований, ни полномочий при рассмотрении жалобы Роснефти по причине потерь при транспортировке нефти. Речь идет об иске, поданном Роснефтью к Транснефти в 2016 году, тогда Роснефть заявляла о присваивании 0,7 млн. т. нефти ежегодно. Впоследствии иск был отозван. ФАС потребовала от Транснефти пересмотреть итоги закупки труб на 50 млрд. руб. при отсутствии жалоб со стороны третьих лиц. Также ФАС демонстративно отказалась рассматривать законопроект о магистральном трубопроводном транспорте нефти, подготовленного Минэнерго по поручению Президента. В связи с этим Транснефть прервала действие меморандума о сотрудничестве с ФАС и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (СПбМТСБ).

По словам экспертов, таких претензий компаний к регулятору никто не припомнит, так как жаловаться на ФАС рискованное занятие. Ведь Транснефть – естественная монополия, и у ФАС всегда к таким повышенное внимание. Также некоторые эксперты говорят, что не замечали за ФАС лоббирования чьих-то интересов. По их мнению, компания с ФАС договорятся, потому что разрыва быть не может, это как «разрыв между машиной и колесами».

Исследования Светланы Авдашевой и Вадима Новикова, профессоров РАНХиГС, и автора этих строк показывают, что 90–98% дел ФАС против злоупотребления монопольной властью – дела в защиту интересов отдельных конкурентов. Доморощенному чиновнику гораздо интереснее вмешиваться в хозяйственные споры, чем защищать абстрактные общественные интересы.

Напомним, что в 2014 году ФАС открывала дело против «Газпрома» в связи с отказом газового концерна допускать «Роснефть» к транссахалинской трубопроводной системе проекта «Сахалин-2». Отметим, что «конкурентное ведомство» играет в интересах именно крупнейшей нефтяной компании.

Осенью 2011 года, ФАС возбудила дело по поводу рынка бензина. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования.

Со своей стороны отмети, что ФАС занимает 1-ое место по коррупции по данным газеты «КоммерсантЪ» опубликованным в журнале «Секрет Фирмы«, за несколько лет было заведено 5 уголовных дел в отношении руководителей территориальных подразделений ФАС.