Представляем перевод на русский язык статьи проф. С. Авдашевой, Д. Цыцулиной, С. Головановой и Е. Сидоровой: «Открывая чудо огромного количества антимонопольных расследований в России: роль стимулов антимонопольных органов», вышедшей ранее на английском языке.
Колоссальное количество антимонопольных расследований давно привлекает внимание экспертов, ведь по числу возбужденных дел ФАС России превышает аналогичные показатели всех стран мира вместе взятых. Например, только в 2014 г. по 135-ФЗ было возбуждено около 10 тыс. дел. В соответствии с Рейтингом Rating Enforcement, Global Competition Review в 2013 году Россия лидировала по количеству расследований в рейтинге антимонопольных органов по всему миру. В частности, ФАС расследует дела о злоупотреблении доминирующим положением на рынке больше, чем все остальные антимонопольные органы в мире; только в 2013 году возбуждено 2,635 дел, и рассмотрено 2,212. Число дел о злоупотреблении доминирующим положением является самым впечатляющим примером; однако ФАС также лидирует в других количественных аспектах, например, число проверок. Это означает, что большинство дел в развитых странах не были бы возбуждены в принципе.
По мнению авторов статьи, дела по предполагаемому несоблюдению правил предоставления услуг естественными монополиями и дела о конфликтах при соединении с субабонентами не должны расследоваться антимонопольными органами, не только потому что дела не антимонопольные, но и в связи с крайне неблагоприятным балансом затрат ресурсов и полезности в случае таковых разбирательств. Следовательно, влияние этих решений на конкуренцию сомнительно, что также говорит о неправильном понимании целей антимонопольного регулирования.
В большей части дел о злоупотреблении доминирующим положением, нарушителями являются поставщики ЖКУ, и предполагаемое нарушение — это несоблюдение правил предоставление услуг. Эти дела также в целом требуют аналогичного количества ресурсов и использование того же подхода к доказательству нарушения.
Авторы выделяют две проблемы применения антимонопольного законодательства: 1) предположение, что любой ущерб, причиненный доминирующей компанией её контрагенту, представляет собой злоупотребление доминирующим положением, и 2) толкование ущерба любому количеству контрагентов (вплоть до одного клиента) как доказательства злоупотребления доминирующим положением. В итоге, ФАС занимается не защитой конкуренцией, а вмешательством в хозяйственные споры под любым предлогом, потому что любое взаимоотношение хозсубъектов можно трактовать как потенциальный ущерб.
Авторы статьи говорят о том, что вопрос, касающийся правил ответственности госслужащих за отсутствие реакции на жалобы в других областях общественного контроля и надзора, рекомендуется удалить из процедур антимонопольного регулирования. Любые показатели, основанные на числе расследований, также должны быть удалены из показателей эффективности антимонопольных органов. Антимонопольное регулирование должно с осторожностью использовать количественные показатели, но при этом возможные показатели должны оцениваться с точки зрения улучшения благосостояния (во избежание его снижения).