Концепцию противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы направили на повторное согласование в ФОИВ после обсуждения на Круглом столе в Госдуме. Причиной стали возражения ряда ведомств и общественных организаций в части повышения акцизов, лечения табачной зависимости по ОМС, запрет курения вейпов и т.д. Представители Минздрава утверждают, что успешно действующие меры 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в определенный момент перестанут снижать распространение табака. Для принятия дальнейших мер и была подготовлена Концепция. Благодаря предыдущей концепции удалось снизить число курящих с 39 до 33%, следующий уровень это 25% к 2022 году.
Минздрав предлагает повышать акцизы до среднеевропейского уровня, понизить потребление табака на рабочих местах, а также запретить курение на транспорте, остановках, подземных переходах, в личных авто в присутствии детей, в 3 м. от входа в торговые центры. Основной камень преткновения – это акцизы. По мнению экспертов, повышение акцизов приведет к снижению смертности и заболеваемости населения.
Минфин и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возражают против значительного повышения акцизов на табак, ссылаясь на то, что это приведёт к контрабанде контрафактной табачной продукции из стран ЕАЭС. В Госдуме считают этот аргумент необоснованным, так как контрабанда из Белоруссии и Казахстана не превышает 2%, больше нелегальных табачных изделий производится на российских фабриках. Минфин предлагает ставку акциза на 2020 год в размере 35 евро на 1 тыс. сигарет, что значительно ниже существующего в Европе. По мнению депутатов Госдумы, ставку необходимо довести до $2 за пачку сигарет, что позволит повысить стоимость пачки до 250 руб. Также депутаты отмечают, что беспокойство табачных компаний (80% иностранцы) понятно, так как с 2009 года снижение курящих составило около 10 млн. чел., падают продажи сигарет, закрываются табачные фабрики. Соответственно компаниям приходится идти по пути влияния на органы власти чтобы смягчить действие законов, попыткам которых надо противодействовать. Также потери от активного курения за период с 2009 года составили 3,43 трлн. руб. – это больше чем все затраты на здравоохранение за этот же период. Тем более что табак является одним из основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний. По словам представителей исследовательских центров Минздрава, формально повышение акцизов идет неплохо, но на стоимости сигарет это отражается не сильно при применении акциза на 1000 сигарет. В связи с этим предлагается изменить подход к применению акцизов.
По мнению ФАС, политика, применяемая в рамках антитабачной концепции Минздрава, может привести к тому, что крупные ритейлеры получат преференции в сфере продажи табачной продукции. «Проектом концепции предлагается установить дополнительные ограничения к торговым объектам, осуществляющим розничную продажу табачной продукции, а именно: требования к торговому оборудованию, посредством которого осуществляется хранение табачной продукции; требования к площади торгового объекта, организации его внутреннего пространства. Данные меры ставят субъекты малого предпринимательства, осуществляющие торговлю табачной продукцией, в заведомо худшее положение по сравнению с сетевой розницей. Такая политика может привести к перераспределению покупательских потоков в интересах торговых сетей и создаст преференции крупным ритейлерам», — отмечает ФАС. Также ФАС считает, что дальнейшие действия в области регулирования табачной отрасли должны применяться с учетом мнения потребителей, а также отраслевого и экспертного сообществ.
По мнению представителей Мосгордумы, электронные сигареты и вейпы ничуть не лучше обычного табака. Так как пропиленгликоль отрицательно влияет на слизистую оболочку рта. Вейпинг приобрёл колоссальный размах, число предприятий, реализующих средства для вейпинга увеличилось до 2,5 тыс. Кроме того, во многих вейп-кафе, могут продаваться запрещённые спайсы. В МГД подготовили законопроект и направили его в Госдуму о закреплении запрета на использование вейпов и электронных сигарет в общественных местах, а также продажу их несовершеннолетним с просьбой к Минздраву учесть в Концепции.
Также в концепции должен быть решён вопрос о лечении табачной зависимости по ОМС. Ответственность за исполнение концепции возлагается на Минздрав и региональные органы управления здравоохранением. Правда есть сомнения, что ведомственные советы и региональные органы здравоохранения с учётом неоднозначного отношения Минфина смогут реализовать концепцию. Надо поднять ответственность на уровень Правительства считают в Госдуме.
Отметим, что возражения ФАС вызвали не ограничительные меры концепции (это можно было бы понять, т.к. антимонопольщики даже в силу образа мышления против ограничений и барьеров), а повышение акцизов — по сути, «непрофильный» для ФАС вопрос. Но очень болезненный для табачного лобби. ФАС уже не в первый раз демонстрирует связь с табачным лобби, преследуя в их интересах даже антитабачные общественные организации. Напомним, что свыше 80% табачного рынка России контролируется иностранными компаниями.