Источник изображения

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против Министерства здравоохранения Мурманской области, подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. В этом деле суды в очередной раз пресекли попытки ФАС вмешаться, под видом «развития конкуренции», в сугубо специальные медицинские вопросы, в т.ч. какие препараты являются взаимозаменяемыми, каковы должны быть дозировки, сроки годности, хранения и т.д. Вмешательство в такие вопросы дилетантов может привести к самым тяжелым последствиям, тем более, что в рассматриваемом случае речь идет о здоровье детей. К сожалению, несмотря на признание похожих решений незаконными, в т.ч. на уровне высших судебных инстанций, ведомство Игоря Артемьева не оставляет своих угрожающих жизни и здоровью россиян попыток.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Министерства по признакам нарушения части 1 и части 2 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившегося в установлении требований, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупки лекарственного препарата «Будесонид» (закупка № 0149200002317000142). Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — 1 316 459,10 руб.
Из материалов дела следует, объектом спорной закупки является поставка лекарственного препарата «Будесонид», в аукционной документации заказчиком указаны международное непатентованное наименование, установлены требования к лекарственному препарату, в том числе к сроку хранения вскрытого контейнера, показаниям применения (возрасту), форме выпуска упаковке. При этом дополнительных требований к участникам аукциона, указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя аукционная документация не содержала.
ФАС установила, что требованиям аукционной документации о поставке лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием «Будесонид» с указанием на форму выпуска, показаний к применению и срока хранения вскрытого контейнера соответствовал лишь один лекарственный препарат с торговым наименованием «Пульмикорт».
Закупка лекарственного средства с МНН «Будесонид» производилась в целях обеспечения заявок лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям. Потребность в лекарственном препарате «Будесонид» с указанными в документации характеристиками (возможность применения у детей с 6 месяцев и хранения вскрытого контейнера в течение 12 часов, формой выпуска – суспензия для ингаляции) была определена Министерством исходя из имеющейся потребности в лекарственном средстве с учетом методики лечения больных и назначаемой дозировки малолетним пациентам (с 6 месячного возраста).
Установление конкретного срока хранения необходимо для удобства и безопасности использования препарата на дому, позволило снизить расход лекарственного препарата. Условие хранения лекарственного препарата в течение 12 часов после вскрытия контейнера позволяет не допустить утилизацию неизрасходованного препарата и использовать один контейнер два раза в сутки. Использование препарата, не обладающего указанной стабильностью, приводит к возрастанию его расхода и как следствие влечет существенные финансовые издержки Министерства и необоснованную растрату бюджетных средств.
Спорная характеристика лекарственного препарата, выраженная в возможности его хранения в вскрытом виде в течение 12 часов, указывает на его стабильность и клиническую эффективность; отсутствие такой характеристики может привести к ухудшению качества предоставления медицинской помощи и стать причиной неблагоприятного исхода лечения. Срок хранения вскрытого контейнера имеет назначение использования в амбулаторных условиях, при которых врач не сможет контролировать родителя на предмет использования препарата строго по инструкции, и в случае закупки препарата, имеющего срока хранения после вскрытия, существует вероятность использования открытой ампулы лекарства не единовременно, что может причинить вред жизни и здоровью малолетних пациентов.
По мнению суда, Министерством в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом потребностей лечебных учреждений и исходя из специфики осуществляемого вида медицинской помощи (лечение бронхиальной астмы в педиатрии). Описание характеристик лекарственного препарата отражает требования к закупаемой продукции, соответствует качеству и уровню лечебной помощи, оказываемой лечебными учреждениями. (Дело № А42-9441/2017)