Источник изображения

Арбитражный суд Уральского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГБУЗ «Первомайская районная больница» (Оренбургская область), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Суд не только признал незаконным обвинения больницы в «монополизме», но и указал ФАС на грубые просчеты в анализе товарного рынка – сотрудники Игоря Артемьева банально не обратили внимание на наличие других медучреждений на территории района.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ГБУЗ «Первомайская районная больница» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ, выразившегося в установление монопольно высокой цены за оказание платной медицинской услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей. ГБУЗ «Первомайская районная больница» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ и привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 475 000 руб.
Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области №221-п от 16.03.2012 утверждены тарифы на платные медицинские услуги, не входящие в территориальную программу государственных гарантий гражданам РФ в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год, оказываемые МБУЗ «Первомайская ЦРБ», в том числе на платную медицинскую услугу по предрейсовому медицинскому осмотру водителей в сумме 37,31 руб.
01.12.2014 между ГБУЗ «Первомайская районная больница» и ИП Корчагиным С.В. заключен договор на оказание платных медицинских услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей по цене 37,31 руб. После передачи учреждения из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ – Оренбургской области, приказом ГБУЗ «Первомайская районная больница» №189 от 22.04.2015 с 01.05.2015 утвержден перечень и стоимость платных медицинских услуг, оказываемых учреждением, в том числе стоимость услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей в сумме 50 руб. В связи с чем ГБУЗ «Первомайская районная больница» в адрес ИП Корчагина С.В. направлено дополнительное соглашение об изменении стоимости услуги на сумму 50 руб.
ФАС провела анализ конкурентной среды на рынке оказания платных медицинских услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей на территории п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области за 2014-2015 годы, по результату которого 10.03.2016 составлен аналитический отчет, из которого следует, что ГБУЗ «Первомайская районная больница» занимает доминирующее положение на рынке оказания платных медицинских услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей в географических границах п. Первомайский Первомайского района Оренбургской области.
В разделе «Определение барьеров входа на товарный рынок» аналитического отчета ФАС делала выводы о том, что за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 на рынке не появилось новых субъектов, способных составить конкуренцию ГБУЗ «Первомайская районная больница», в связи с чем признал барьер входа на рынок труднопреодолимым и сделал вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.
16.04.2016 Министерство здравоохранения Оренбургской области делает выводы о том, что при оказании медицинских услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей учреждением неверно произведен расчет стоимости услуги по причине завышения размера зарплаты фельдшера и неверно взятых накладных расходов, в связи с чем, по мнению Министерства здравоохранения Оренбургской области, стоимость услуги должна составлять 36,50 руб.
Расчет стоимости услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей произведен ГБУЗ «Первомайская районная больница» исходя из следующих показателей: расходов на оплату труда работника (22,13 руб.), прямых материальных затрат (0,76 руб.), накладных расходов (22,95 руб.), рентабельности (4,58 руб.)., в результате чего общая стоимость услуги установлена в размере 50 руб. При этом, данный расчет произведен исходя из времени оказания услуги продолжительностью 10 минут.
По мнению суда, итоговое время оказания услуги в случае выявления отклонения величины артериального давления или частоты пульса, будет составлять более 40 мин. по причине необходимости повторного проведения измерений (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут). А в случае выявления признаков опьянения требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования (количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе; определение наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь).
Следовательно, по мнению суда, нельзя сделать однозначный вывод о том, что время оказания медицинской услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей должно составлять именно 6 мин., как указывает ФАС. Доказательств обратного ФАС не представила. ФАС в ходе административного расследования и при вынесении оспариваемого постановления не исследовала вопрос и о том, остались ли неизменными расходы, необходимые для оказания услуги, из которых состоит новая стоимость услуги.
Также суд отмечает, что делая выводы о том, что на территории п.Первомайский Первомайского района Оренбургской области услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей осуществляет только ГБУЗ «Первомайская районная больница», ФАС не приводит оснований, по которым не приняла во внимание довод ГБУЗ «Первомайская районная больница» о том, что лицензию на оказание медицинской услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей имеет еще и другое медицинское учреждение – ГАУЗ «Городская больница №1» г.Бузулука, а также АО «Оренбургнефть». (Дело № А47-9837/2017)