Арбитражный суд Республики Тыва оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «ДЭП № 364» (г. Туран, Республика Тыва), а также признал законным административный штраф в размере 2 492 154,92 рублей, отменив тем самым решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 апреля 2016 года о наложении штрафа в размере 100 000 руб.
В развитых странах широко распространена практика передачи контракта не одному участнику, а нескольким. Например, известен принцип 60:40 (участник, занявший 1 место в торгах, получает 60% заказа/подряда, занявший 2 место — 40%), а также более сложные распределения. Зачастую государство в развитых странах выставляет требования к победителю взять на субподряд, например, субъекты МСП. С помощью таких практик государства поддерживают конкуренцию между фирмами (проигравшие в конкурсе могут остаться без работы и покинуть бизнес), страхуют риски, уменьшают коррупционные риски от передачи всего подряда одной, аффилированной с конкретным чиновником фирме. Только в нашей стране созданная Федеральной антимонопольной службой (ФАС) система, когда победитель аукциона получает все, способствует и монополизации рынка, генерит коррупцию, и толкает фирмы на сговоры, которые ФАС потом с интересом рассматривает…
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ОАО «ДЭП № 364» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившееся в заключении соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в электронной форме № 0312100005612000118. Начальная (минимальная) стоимость аукциона (НМЦК) – 560 934 960 рублей на выполнение работ по содержанию федеральной автомобильной дороги М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией. Также ОАО «ДЭП № 364» признано виновным по части 1 статьи 14.32 КоАП и на него наложен штраф в размере 2 492 154,92 рублей.
ФАС провела анализ закупок ФКУ Упрдор «Енисей» по содержанию, строительству и ремонту автодороги М-54 от Красноярска через Абакан и Кызыл до границы с Монголией. С 2011 по 2014 гг. Упрдор «Енисей» проведены аукционы по содержанию автодороги М-54 (общая НМЦК – 561 млн. руб.). По мнению ФАС, реализация картельного соглашения соответствовала интересам каждого участника аукциона, поскольку компания-победитель по результатам торгов в четырех случаях из шести заключила договоры субподрядов с иными участниками аукционов. В качестве доказательств нарушения ФАС привела следующие обстоятельства:
1. Участники 6 аукционов и 10 запросов котировок на выполнение работ по содержанию автодороги М-54 «Енисей» подавали одинаковые ценовые предложения;
2. Снижение ценовых предложений на данных аукционах и запросах котировок было минимальным (на 0,5%) и одинаковым у их участников;
3. Участники подавали в каждом аукционе только по одному предложению, и их подача осуществлялась с разницей в интервале от 5 до 16 минут.
Таким образом, по мнению ФАС, указанные действия соответствуют интересам каждого участника. При этом, в случаях проведения аукционов с участием иных конкурентов наблюдалось более значительное снижение цен. Кроме того, антимонопольным органом установлено наличие устойчивых связей (характер которых, однако, исключает их подконтрольность одному лицу) между некоторыми заявителями, а именно: 100% уставного капитала ООО «Восток» и 50% уставного капитала ООО «Дороги Сибири» принадлежат одному лицу — Уюсову С. В. При назначении штрафа ФАС рассчитывала его исходя из размера 4% совокупного размера суммы выручки общества от реализации всех товаров.
Генеральным директором ОАО «ДЭП № 364» с 2010 года является Терехов Олег Анатольевич. В уставном капитале ОАО «ДЭП № 364» 100% акций принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество). ФАС также установлено, что ООО «Восток», ООО «Дороги Сибири», ИП Оганесян В.В., ОАО «ДЭП № 363» и ОАО «ДЭП № 364» в период участия в рассматриваемых ОАЭФ совместно не находились под контролем одного лица, то есть не составляли подконтрольную группу лиц и являлись конкурентами.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в ОАЭФ: 26.10.2012, 09:00. Окончание срока рассмотрения первых частей заявок: 29.10.2012. Дата и время проведения открытого аукциона: 01.11.2012, 09:45. Размер обеспечения заявки: 28 046 748,00 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта 56 093 496,00 рублей. В установленные сроки поступило и было допущено к участию в открытом аукционе 2 заявки. ООО «Восток» было признано победителем как участник, первым подавший лучшее предложение о цене государственного контракта. С ним был заключен государственный контракт с минимальным снижением (на 0,5% – 558 130 285,20 рублей) НМЦК, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме – 560 934 960 рублей. Победителем ОАЭФ от 01.11.2012 № 0312100005612000118 было признано ООО «Восток», которое впоследствии заключило договор субподряда от 12.12.2012 № 12/013 с участником данного ОАЭФ, подавшим предложение о цене государственного контракта, равное предложению ООО «Восток», т. е. с участником данного ОАЭФ (ОАО «ДЭП № 364»).
По мнению суда, Об ОАО «ДЭП № 364» не представило суду достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих принятие им необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований антимонопольного законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения. При таких обстоятельствах вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является установленной. Также, по мнению суда, исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии, по настоящему делу, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлены. (Дело № А69-2210/2015)