Арбитражный суд Волго-Вятского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГАУ «Госэкспертиза Костромской области», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. ФАС уже проиграла серию аналогичных дел.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ГАУ «Госэкспертиза Костромской области» по признакам нарушения части 4 статьи 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, ограничивающего доступ к информации о территориальных сметных нормативах, индексах изменения сметной стоимости, средних сметных цен хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынках разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации.
Суды установили, что территориальные сметные нормативы Костромской области разработаны учреждением, как специализированной организацией, утверждены постановлением администрации Костромской области от 15.07.2010 № 243-а.
При этом суды указали, что для разработки территориальных сметных нормативов осуществление государственной функции не требуется. Таким образом, разрабатывая указанные сметные нормативы, учреждение не осуществляло функции органа государственной власти и не может быть признано нарушившим статью 16 № 135-ФЗ.
ФАС ссылается на ограничение доступа к территориальным сметным нормативам, и что на официальном сайте учреждения они были размещены не в полном объеме, без возможности осуществления поиска, копирования и печати текста.
По мнению суда кассационной инстанции, данный довод правомерно отклонен судами, поскольку в рассматриваемом случае учреждение, как специализированная организация, участвовало в разработке территориальных сметных нормативов Костромской области, которые впоследствии прошли государственную экспертизу и регистрацию в федеральном реестре. После чего стали носить официальный характер и подлежали использованию любыми заинтересованными субъектами. Соответственно, размещение и опубликование утвержденных уполномоченным органом государственной власти сметных нормативов относится не к компетенции учреждения, а к компетенции соответствующих государственных органов.
Суды также установили, что спорные нормативы размещены в открытом доступе в надлежащей форме, представили доказательства наличия иных источников опубликования спорных нормативов. В качестве одного из источников сметных нормативов являются базы данных сметных нормативов, которые находятся под управлением различных программных комплексов, принадлежащих различным хозяйствующим субъектам – участникам рынка. Указанные источники антимонопольным органом не исследованы.
ФАС полагает, что размещение территориальных сметных нормативов в формате PDF ограничивает доступ к использованию данных нормативов, поскольку в данном формате отсутствуют функции копирования, поиска фрагмента. По мнению суда кассационной инстанции, данный довод правомерно отклонен судами, поскольку главным критерием доступности документа для ознакомления – является возможность ознакомления с данным документом.
Суды обоснованно исходили из того, что в действующем законодательстве не имеется требований, устанавливающих обязанность размещения информации о деятельности федеральных органов государственной власти в том формате, который бы обеспечивал возможность беспрепятственного (в смысле отсутствия затрат) и прямого (без обработки и совершения иных необходимых действий) ее помещения в сметные программные комплексы. Ограничение функций копирования документа и поиска отдельных его фрагментов не оказывает влияние на возможность непосредственного ознакомления пользователя с размещенной на сайте информацией.
Довод ФАС о необоснованном получении исключительных прав на базы данных, содержащих государственные сметные нормативы, территориальные сметные нормативы, а также заключение лицензионных договоров от 18.08.2010 № ТГН-10/2010, от 31.07.2013 № ТГН-10/2013, признан судом необоснованным. (Дело № А31-295/2017)