Источник изображения

Седьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «Авиакомпания «Сибирь», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. То, что ФАС проигрывает в судах авиакомпаниям практически все дела по монопольно высоким ценам на авиабилеты, стало уже печальной традицией. И в этот раз причиной стали грубые ошибки в анализе рынка, причем сотрудники ФАС умудрились объединить в один рынок не только бизнес- и экономкласс (хотя даже обывателю очевидно, что это совсем разные ценовые категории и пассажиры), но и перевозки пассажиров, груза и почты. Неужели по мнению горе-инспекторов ФАС лететь в почтовом отсеке – то же самое, что в бизнес-классе? И вот этих людей кое-кто в Администрации Президента считает профессионалами…
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Авиакомпании по признакам нарушения части 1 статьи 10 № 135-ФЗ,выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установлении в период январь — ноябрь 2016 года итоговой средней стоимости одного билета на рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск на 30% больше по сравнению со схожим товарным рынком Барнаул-Москва-Барнаул, а также на 24% больше по сравнению со схожим товарным рынком Кемерово-Москва-Кемерово.
По мнению ФАС, при установлении более высокой стоимости билета па рейс Горно-Алтайск-Москва-Горно-Алтайск ПАО «Авиакомпания «Сибирь» руководствовалось не только необходимостью получения выручки, соразмерной с более высокой себестоимостью пассажирских перевозок по сравнению с рынками воздушных перевозок Барнаул-Москва-Барнаул и Кемерово- Москва-Кемерово, но и тем, что ПАО «Авиакомпания «Сибирь» является единственным перевозчиком по данному рейсу и может устанавливать любую стоимость билета. О чем и свидетельствует получение выручки на 20% больше чем за рейс Барнаул-Москва- Барнаул, и на 13 % больше чем за рейс Кемерово-Москва-Кемерово.
Суд отмечает, что ФАС сравнила такие показатели как количество совершенных рейсов, количество перевезенных пассажиров, в том числе за один рейс, себестоимость одного рейса и выручку за один рейс применительно к указанным выше направлениям. В результате сравнения ФАС фактически пришла к выводу о существенной разнице средних показателей валовой выручки и себестоимости выполнения одного рейса по маршруту Горно-Алтайск — Москва — Горно-Алтайск с одной стороны и Барнаул — Москва-Барнаул, Кемерово — Москва — Кемерово, с другой стороны.
Суд обращает внимание, что полученная ПАО «Авиакомпания «Сибирь»выручка от пассажирских воздушных перевозок в салонах бизнес- и экономического класса обслуживания, а также выручка от перевозки груза и почты учтена в составе валовой выручки, сведения о которой были представлены авиакомпанией в материалы антимонопольного дела. Тем не менее, при выполнении расчетов ФАС исходила из того, что «выручка авиакомпании рассчитывается как произведение количества перевезенных пассажиров и стоимости перевозки».
Таким образом, по мнению суда, ФАС фактически сравнивала средние показатели стоимости всех оказанных авиакомпанией услуг, приходящейся на одного пассажира (в том числе, бизнес, экономический класс обслуживания, перевозка груза и почты), а не средней цены пассажирской перевозки. Следовательно, выводы оспариваемого решения о соотношении показателей себестоимости и выручки, получаемых авиакомпанией от пассажирских перевозок по маршруту Горно-Алтайск — Москва — Горно-Алтайск за период январь — сентябрь 2016 года по сравнению с рынками воздушных перевозок Барнаул — Москва — Барнаул и Кемерово – Москва — Кемерово противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Суд отмечает, что качественные и технические характеристики, цена и другие параметры товаров — перевозка авиапассажиров в эконом и бизнес-классах обслуживания существенно различаются.
Таким образом, пассажирская воздушная перевозка в бизнес и в экономическом классе обслуживания не являются взаимозаменяемыми товарами, в связи с чем, ФАС неверно определила товар как «прямые регулярные авиаперевозки пассажиров воздушным транспортом» без учета класса обслуживания.
Суд утверждает, что более высокая цена пассажирской воздушной перевозки в экономическом классе обслуживания рейсами ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в/из г. Горно-Алтайска, по сравнению с рейсами, чем в/из г. Барнаула и в/из Кемерово обусловлена более низкой загрузкой и более высокой себестоимостью рейсов в/из г. Горно-Алтайска. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств неправомерности установления авиакомпанией более высокой средней стоимости пассажирской перевозки по маршруту Горно-Алтайск — Москва -Горно-Алтайск по сравнению с маршрутами Барнаул — Москва — Барнаул, Кемерово — Москва -Кемерово. (Дело № А02-1110/2017)