Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Ромашка» (г. Касли, Челябинская обл.), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Ромашка» по признакам нарушения пунктом 4 статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения.
Предметом договора № 159-1 от 08.09.2014 на выполнение работ по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Каслинского городского поселения явилось следующее: исполнитель обязуется в интересах заказчика на безвозмездной и добровольной основе выполнять работы (оказывать услуги) согласно приложению № 1, которое является неотъемлемой частью данного договора. Исполнитель обязуется безвозмездно оказывать заказчику услуги по выполнению работ, организации услуг по содержанию мест захоронения на территории поселения.
Таким образом, заключение договора с ООО «Ромашка» и передача последнему функций специализированной службы противоречит статьям 25, 29 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». ООО «Ромашка» заключением данной сделки фактически приняло на себя обязанности специализированной службы, на которую органами местного самоуправления в силу закона возлагаются обязанности организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Анализируя условия оспариваемого договора, суд приходит к выводу, что фактически данным договором на ООО «Ромашка» возложены функции специализированной службы по вопросам похоронного дела. Указанное обстоятельство не оспаривалось администрацией поселения, указывающей в возражениях на то, что следует принимать во внимание, что договор являлся безвозмездным. Вместе с тем безвозмездный характер названной сделки не имеет правового значения для целей установления в действиях администрации и ООО «Ромашка» нарушения вышеназванных положений № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и, как следствие, нарушения пункта 4 статьи 16 № 135-ФЗ.
По мнению суда, выполнение работ по содержанию кладбищ является функциональной задачей органа местного самоуправления, обеспечивает интересы неопределенного круга лиц, осуществляется за счет средств местного бюджета, то есть налицо наличие всех квалифицирующих признаков муниципальных нужд.
По мнению суда, правильно отмечено ФАС, выполнение таких работ за счет собственных средств ООО «Ромашка», отсутствие в местном бюджете средств, предусмотренных на выполнение работ по содержанию кладбищ не исключают факта отнесения таких работ к муниципальным нуждам, соответственно необходимости проведения конкурентных процедур.
На основании изложенного суд полагает, что ФАС правомерно пришла к выводу о наличии между администрацией поселения и ООО «Ромашка» соглашения, реализация которого привела к фактическому ограничению доступа на рынок похоронных услуг на территории поселения другим хозяйствующим субъектам, оказывающим данные услуги, и к фактическому образованию монополии на упомянутом рынке услуг. (Дело № А76-1496/2017)