Арбитражный суд Республики Марий Эл частично отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «РемМастер» (г. Йошкар-Ола). Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «РемМастер» по признакам нарушения ст. 16 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении контрактов на выполнение работ по реставрации объектов культурного наследия без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Между Марийским учреждением «НПЦ по охране памятников» и ООО «РемМастер» на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ заключено 11 контрактов на выполнение ремонтно-реставрационных работ: «Усадьба Шереметевых, пгт. Юрино» (общая сумма контрактов составляет 3 363 340,86 рублей) и 3 государственных контракта на выполнение работ по реставрации объекта культурного наследия «Бывшее здание райкома КПСС» (общая сумма контрактов составляет 751 170,13 рублей).
Согласно выводам ФАС, искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до четырехсот тысяч рублей каждая, в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур. Фактически спорные контракты в отношении каждого из объектов реставрации образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В результате заключения контрактов ООО «РемМастер» получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта. Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. Из-за несоблюдения процедуры закупок нарушены права третьих лиц — участников закупки, с которыми государственный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества обществам. Следовательно, действия учреждения и общества по заключению контрактов без проведения конкурентных процедур привели к реальному устранению конкуренции на рынке ремонтно-реставрационных работ.
ФАС вынесла постановление о назначении ООО «РемМастер» административного штрафа в размере 255 241 руб. 65 коп. ФАС установлено смягчающее обстоятельство: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Данное обстоятельство принято ФАС в размере 21 270 руб. 14 коп., что, по мнению суда, является ошибочным. Суд установил, что размер такого обстоятельства равен 42 540 руб. 28 коп. Таким образом, с учетом одного смягчающего обстоятельства размер административного штрафа равен 212 701 руб. 37 коп.
Суд также счел необходимым изменить размер административного наказания до 106 350 руб. 68 коп. При этом арбитражный суд не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку действия общества свидетельствуют о его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе. (Дело № А38-3391/2018)