Первый арбитражный апелляционный суд частично отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ИТ-Консалтинг» (г. Чебоксары), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции. Компания является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в 6 аукционах.
ФАС вынесла постановление о привлечении ООО «ИТ-Консалтинг» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1 220 562 руб. 50 коп. Суд назначил окончательно компании административный штраф в размере 976 450 руб.
От ООО «ИНСОЦ», ООО «ИТ-Консалтинг», ООО «Алькона» и ООО «АСОФТ» в адрес ФАС поступили письма с представлением дополнительной информации по участию в аукционах в и письменных пояснений относительно рассматриваемого вопроса. Так как информация, указанная в письмах ООО «ИНСОЦ», ООО «ИТ-Консалтинг», ООО «Алькона» и ООО «АСОФТ» расценена ими по делу как конфиденциальная и распространению, разглашению или публикации, в том числе предоставлению любым третьим лицам не подлежит, далее по тексту стороны по делу обезличены как Сторона 1, Сторона 2, Сторона 3, и Сторона 4. Сторона 1 по делу в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ информировала ФАС, что на основании устной договоренности со Стороной 2 по аналогии с вышеуказанной схемой принимало участие в электронном аукционе на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий. Начальная (максимальная) цена контракта составила 400 000,00 руб. 28.09.2017 в ФАС Стороной 1 направлен пакет документов, подтверждающий вышеуказанный факт. Сторона 1 довела до сведения ФАС, что отказалось от дальнейшего участия в устном соглашении, а также от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий со Стороной 2 по делу и готова оказать всю необходимую помощь и представить все необходимые материалы и документы для всестороннего расследования. Сторона 2 по делу направила в ФАС пояснения, что по устной договоренности со Стороной 1, участвовала в некоторых электронных аукционах на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий для различных государственных органов, готова оказать помощь ФАС для всестороннего расследования. Сторона 3 по делу направила в ФАС пояснения, что по устной договоренности со Стороной 4, участвовала в некоторых электронных аукционах на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий для различных государственных органов, в настоящее время отказалось от практики договоренностей с иными юридическими лицами и готово оказать помощь ФАС для всестороннего расследования. Сторона 4 по делу направила в ФАС пояснения, что по устной договоренности со Стороной 3, приняла участие в электронном аукционе по оказанию Территориальному фонду обязательного медицинского страхования услуг по сопровождению и обновлению автоматизированных медицинских систем Территориальному фонду обязательного медицинского страхования, отказалась от практики договоренностей с иными юридическими лицами, относительно условий участия в электронных аукционах и обязуется в дальнейшем, в полной мере соблюдать нормы действующего законодательства. Изложенная в письмах Стороной 1, Стороной 2, Стороной 3 и Стороной 4 информация свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем участия в устном соглашении, а также осуществлении согласованных действий в электронных аукционах на закупку товаров, работ, услуг.
ФАС установила, что ООО «ИНСОЦ» и ООО «ИТ-Консалтинг» заключили и реализовывали в 2015-2016 годах антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах при совместном участии хозяйствующих субъектов в 5 открытых аукционах в электронной форме на оказание услуг (выполнение работ) по разработке программного обеспечения и/или внедрение, модернизация, сопровождение и обновление автоматизированных информационных систем для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных и медицинских учреждений Чувашской Республики, проходившие в 2015-2016 годы на территории Чувашской Республики. Как установлено судом, ООО «ИТ-Консалтинг» вторым признало факт совершения административного правонарушения.
Согласно позиции суда, довод ООО «ИТ-Консалтинг» о том, что оно отказалось от участия либо дальнейшего участия в соглашении или согласованных действиях путем отказа от практики договоренности дальнейшего участия в электронных аукционах не свидетельствует об отказе от участия в устном соглашении, которое привело к поддержанию цен в открытых аукционах в электронной форме.
Суд установил, что при вынесении постановления ФАС учла обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении. Суд пришел к выводу о том, что возможно применить следующее обстоятельство, смягчающее административную ответственность, а именно: ООО «ИТ-Консалтинг» не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий, поскольку антимонопольным органом данные обстоятельства не установлены. Суд пришел к заключению о том, что при наличии двух обстоятельств, смягчающих административную ответственность, административный штраф составляет 976 450 руб., который и подлежит назначению компании. (Дело № А79-4883/2018)