18119043_1924475957771422_4152340055620309092_n

12 Арбитражный апелляционный Суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ООО «Новапорт трейдинг». Началось с того, что в ФАС поступили жалобы депутатов Волгоградской областной думы Мордвинцева И.А. и Ивашова В.А. о признаках нарушения ООО «Новапорт Трейдинг» антимонопольного законодательства путем установления монопольно высокой цены на услуги парковки в аэропорту г. Волгограда.
По результатам рассмотрения жалоб ФАС возбудила дело в отношении ООО «Новапорт Трейдинг» и ОАО «Международный аэропорт Волгоград» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей путем установления монопольно высокой цены на услуги кратковременной парковки. ФАС сделала вывод о монопольно высокой цене услуги платной парковки только на одном основании: цена на услугу кратковременной парковки в размере 100 руб. за одно машино-место в час (1,67 руб. за минуту) правомерна, однако, взимание ООО «Новапорт Трейдинг» платы за услугу кратковременной парковки на территории аэропорта г. Волгограда в размере 150 руб. за 45 минут (3,33 руб. за минуту) является необоснованным. Суд первой инстанции, поддерживая вывод ФАС о монопольно высокой цене в размере 150 рублей, указал, что ООО «Новапорт Трейдинг» самостоятельно установило цену на реализуемую услугу кратковременной парковки в размере 100 рублей за одно машино-место в час, учитывая свои затраты и желаемую прибыль. Таким образом, ни антимонопольным органом, ни судом первой инстанции не был исследован вопрос об обоснованности расчета расходов и прибыли заявителя, как за первый час парковки, включающий 15 мин бесплатной парковки (150 руб.), так и за последующие часы (100 руб.).
По мнению суда, ФАС в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ документально не обосновала вывод о правомерности и обоснованности цены 100 рублей и монопольном завышении цены 150 рублей, а также, что эта цена превышает сумму необходимых расходов и прибыли, и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке. При этом, согласно доводам ООО «Новапорт Трейдинг», стоимость услуги кратковременной парковки в филиале ООО «Новапорт Трейдинг» в г. Волгограде с 61-ой по 121-ую минуту (100 руб.) установлена меньше, чем с 16-ой по 60-ую минуту (150 руб.), учитывая «лояльность к лицам, воспользовавшимися услугами парковки». Данная ситуация является обычаем делового оборота для многих организаций, в том числе аэропортов. Кроме того, увеличение цены в первый час, включающий 15 мин бесплатной парковки именно для посадки высадки пассажиров до 150 руб., ООО «Новапорт Трейдинг» объясняет увеличенным потоком машин, желающих воспользоваться бесплатной стоянкой, предоставляемой в течение первых 15 мин, и соответственно увеличением расходов, связанных с обслуживанием стоянки и посетителей в указанный час. Тем более, что цены на услуги парковки не подлежат государственному регулированию и действующим законодательством РФ не определена экономически обоснованная норма прибыли (в процентах или иным образом), которую имеет право получать юридическое лицо.
ООО «Новапорт Трейдинг» ввело тариф на услуги кратковременной парковки на основании увеличившихся расходов, и подготовило плановую калькуляцию необходимых расходов и прибыли с 31.07.2015. В состав затрат вошли необходимые затраты (аренда, зарплата, страховые взносы, техобслуживание, и прочие услуги) и рентабельность 6%. Данное обстоятельство подтверждается и выводом ФАС о том, что выручка филиала ООО «Новапорт Трейдинг» в г. Волгограде от оказания услуг парковки за 2015 год составила 8,4 млн. руб., затраты — 7,6 млн. руб., а прибыль составила 850 тыс. руб. Рентабельность продаж составила 10%. Расчет ФАС о выручке ООО «Новапорт Трейдинг» за 1-й квартал 2016 года в размере 15,6% суд апелляционной инстанции признает необоснованным, поскольку, затраты определены без учета расходов общества, о чем указано в оспариваемом решении. (Дело № А12-60937/2016)