Источник изображения

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Туапсинский морской торговый порт», подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в создании дискриминационных условий при изготовлении и выдаче пропусков сторонним организациям, а также грузовладельцам, экспедиторам и другим лицам на используемую территорию, установлении и взимании тарифов за оформление и выдачу пропусков на используемую территорию порта.
Основным видом деятельности АО «ТМТП» является осуществление погрузоразгрузочных работ с одного вида транспорта на другой. ОАО «ТМТП» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте. ФАС установлено, что АО «ТМТП» утверждены тарифы и взимается соответствующая плата за изготовление и выдачу пропусков на используемую территорию в зону транспортной безопасности, плата за оформление составляет 330 рублей; для агентирующих морские суда и сюрвейерских компаний – 220 рублей.
ФАС в отношении порта вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Суд отметил, что осуществление режима пропуска в морском порту является текущей работой компании с целью обеспечения транспортной безопасности при осуществлении основного вида деятельности, не обладающей полезными потребительскими свойствами. Поскольку необходимость оформления пропусков для прохода (проезда) пользователей услуг в порту и транспортных средств на территорию порта вытекает из его особого правового статуса и возлагаемых на него в силу закона публично-правовых обязанностей, такие действия не являются услугой и не порождают для получателей пропусков полезного эффекта (результата). Вместе с тем, поскольку компанией взималась плата за оформление и выдачу пропусков и такая плата по своей правовой природе не являлась портовыми сборами, такие действия фактически приводили к нарушению прав и законных интересов неограниченного круга лиц, допуск которых на территорию порта и других лиц, оказывающих услуги на территории порта, фактически ограничен созданными условиями. (Дело № А32-28672/18)