Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ЦИТ в сфере труда и занятости» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен в ходе аукционов на право заключения контракта на оказание услуг по сервисному сопровождению комплексной автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью на базе программного продукта «Парус-Бюджет 8». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 2 147 400 руб., а также аукционов на обслуживание программного обеспечения, на проведение концерта ко Дню внутренних войск, поставку полиграфического оборудования в военный институт.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле микробизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru. Но на самом деле на экономию путем использования одного IP-адреса идет только малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
При этом сама ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. И вот когда малый и микробизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
Суд установил, что цена на вышеназванных аукционах в 30 случаях была снижена на минимально возможный размер — 0,5% от начальной цены, в остальных случаях снижение цены варьировалось от 1,5 до 11,5%.
Суды установили, что об антиконкурентном сговоре компаний свидетельствуют:
— использование единой инфраструктуры, в том числе IP-адреса и офисных помещений;
— подготовка документов для участия компаний в аукционах одними и теми же лицами;
— совпадение учетных записей, на которых создавались/изменялись файлы заявок, в некоторых случаях их наименований, дат/времени создания/изменения, а также объемов и содержания таких файлов, подача заявок для участия в аукционах в один день с разницей во времени менее 20 минут;
— большая часть открытых аукционы в электронной форме завершились с минимальным снижением НМЦК. Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены решения ФАС. (Дело № А40-240942/18)