Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Международный Аэропорт Иркутск», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Международный Аэропорт Иркутск» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ, выразившегося в ограничении допуска сотрудников ООО «Обеспечение Аэропортов» до выполнения работ по наземному обслуживанию.
АО «Международный Аэропорт Иркутск» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по услугам аэропортов (дата включения в Реестр № 18/2-а/п от 25.05.1998). В силу закона является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по авиационной безопасности в границах аэропорта г. Иркутска.
По отношению к ООО «Панорама+», ООО «Обеспечение Аэропортов» и АО «Авиакомпания «НордСтар» АО «Международный Аэропорт Иркутск», являясь главным оператором аэропорта г. Иркутска, осуществляя авиационную безопасность, включающую меры ограничительного и разрешительного характера на указанной режимной территории, занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг аэровокзального комплекса, на рынке обслуживания авиакомпаний (в части изготовления и обеспечения бортовым питанием, доставки пассажиров, экипажей, грузов, уборки салонов авиалайнеров), на рынке обеспечения заправки транспортных средств на территории аэропорта, хранения транспортных средств и оборудования в пределах охраняемой аэропортовой зоны, на рынке обеспечения авиационной безопасности, в части организации системы допуска на территорию аэропорта и т.п. Оказываемые названными лицами услуги являются аналогичными и оказываются на едином рынке аэропортовых услуг.
Судом установлено, что комплектация изготавливаемого ООО «Панорама+» бортового питания осуществляется в цехе изготовления бортового питания по адресу: г. Иркутск, ул. Можайского, 4/8, принадлежащего на праве аренды и расположенного в пределах контролируемой зоны аэропорта г. Иркутск. Вместе с тем, только АО «Международный Аэропорт Иркутск» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим в аэропорту г. Иркутска услуги по обеспечению авиационной безопасности, включая досмотр воздушных судов и их бортовых запасов (сертификат № ФАВТ.АБ.054 от 21.10.2016).
В силу действующего законодательства на АО «Международный Аэропорт Иркутск» возложена обязанность обеспечить наличие пункта (пунктов) досмотра бортового питания, оборудованного (оборудованных) надлежащим образом, что не было им исполнено в должной мере.
Судом установлено, что в целях исполнения указанных предписаний АО «Международный Аэропорт Иркутск» фактически пыталось переложить приведение пунктов досмотра бортового питания в соответствие с необходимыми требованиями на ООО «Панорама+». А в дальнейшем, после указания надзорным органом на необходимость проведения предполетного досмотра бортового питания в месте комплектования бортового питания, и вовсе прекратило досмотр бортового питания, изготовленного ООО «Панорама+».
ООО «Панорама+» по собственной инициативе и за свой счет оборудовало пункт досмотра в месте комплектования интроскопом. Однако, поскольку оно не является лицом, осуществляющим обеспечение авиационной безопасности, в проведении сертификации оборудованного пункта досмотра бортовых запасов было отказано. Без проведения соответствующего досмотра ООО «Панорама+» не имеет возможности поставить бортовое питание на воздушное судно в аэропорту г. Иркутска. Соответственно, исполнить свои обязательства по договорам перед авиакомпаниями (в том числе АО «Авиакомпания «НордСтар»), которые вынуждены закупать бортпитание у АО «Международный Аэропорт Иркутск».
По мнению суда, установленные обстоятельства свидетельствуют о действиях АО «Международный Аэропорт Иркутск», имеющего возможность оказывать влияние на хозяйственную деятельность оператора бортового питания, по устранению ООО «Панорама+» с рынка оказания услуг по изготовлению бортпитания для авиакомпаний в границах аэропорта г. Иркутска. При этом ни Правила № 104, ни Правила № 142 не содержат положений о принадлежности мест комплектования бортового питания исключительно главному оператору аэропорта и нахождении на его территории.
Также суды признали доказанным факт реализации АО «Международный Аэропорт Иркутск» стратегии поведения по созданию препятствий доступу ООО «Обеспечение Аэропортов» на товарный рынок услуг по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропорту г. Иркутска.
В целях реализации своей хозяйственной деятельности ООО «Обеспечение Аэропортов» заключило с АО «Международный Аэропорт Иркутск» договоры аренды объектов недвижимости. До истечения указанного срока ООО «Обеспечение Аэропортов» обратилось в АО «Международный Аэропорт Иркутск» с просьбой о продлении срока действия договоров либо о заключении договоров аренды объектов недвижимости на новый срок.
Однако АО «Международный Аэропорт Иркутск» безосновательно отказало в продлении указанных договоров, что существенно затруднило осуществление ООО «Обеспечение Аэропортов» своей деятельности. А также повлекло ограничение доступа его сотрудников в охранную зону аэропорта (на основании разовых пропусков вместо ранее действовавших постоянных), что свидетельствует об ущемлении прав ООО «Обеспечение Аэропортов» и ограничении его хозяйственной деятельности. (Дело № А19-18950/2017)