Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Техцентр на Нагорной» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Предприятие относится к субъектам МСП.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Техцентр на Нагорной» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 №135-ФЗ, выразившееся в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к подорожанию цен на открытых электронных аукционах с реестровыми номерами №0348300028414000009, 0348300028415000043, 0348300217614000043, 0348300314714000037.
Согласно представленным ЗАО «Сбербанк-АСТ» и ООО «ЕЭТП» материалам, ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» являлись единственными участниками электронных аукционов с реестровыми №№ 0348300028414000009, 0348300028415000043, 0348300217614000043, 0348300314714000037.
При этом подача заявок и ценовых предложений ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной», а также заключение контрактов, происходили с одного IP-адреса. Основным видом деятельности ООО «МГК — сервис» является ремонтное, техническое и гарантийное обслуживание автотранспортных средств.
Предметом аукциона № 0348300028414000009 являлось право заключить контракт на предоставление услуг по техобслуживанию и ремонту автомашин. Аукцион состоялся 26.12.2014, в котором приняло участие 2 компании: ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной». Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 4 141 752,96 руб. Протоколом подведения итогов аукциона зафиксировано предложение ООО «МГК — сервис» в размере 4 058 917,92 руб. (-2 % от НМЦК), ООО «Техцентр на Нагорной» — в размере 4 079 626,68 рублей (-1,5% от НМЦК). Контракт заключен с ООО «МГК — сервис» по цене 4 058 917,92 руб.
Предметом аукциона №0348300028415000043 являлось право заключить контракт на предоставление услуг по техобслуживанию и ремонту автомашин. Аукцион состоялся 11.12.2015, в котором приняло участие 2 компании: ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной». НМЦК составила 9 979 305,00 руб. Протоколом, подведения итогов электронного аукциона зафиксировано предложение ООО «МГК — сервис» в размере 9 879 511,94 руб. (-1 % от НМЦК), ООО «Техцентр на Нагорной» в размере 9 929 408,47 руб. (-0,5 % от НМЦК). Контракт заключен с ООО «МГК — сервис» по цене 9 879 511,94 руб.
Предметом аукциона № 0348300217614000043 являлось право заключить контракт на предоставление услуг по проведению ремонтных работ автомобилей. Аукцион состоялся 11.12.2014, в котором приняло участие 2 компании: ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» НМЦК составила 490 000,00 руб. Протоколом подведения итогов аукциона зафиксировано предложение ООО «МГК — сервис» в размере 482 650,00 руб. (-1,5 % от НМЦК), ООО «Техцентр на Нагорной» в размере 485 100,0 руб. (-1 % от НМЦК). Контракт заключен с ООО «МГК — сервис» по цене 482 650,00 руб.
Предметом аукциона №0348300314714000037 являлось право заключить контракт на предоставление услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств. Аукцион состоялся 29.12.2014, в котором приняло участие ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной». НМЦК составила 500 000,00 рублей. Протоколом подведения итогов аукциона зафиксировано предложение ООО «МГК — сервис» в размере 495 000,00 руб. (-1,5 % от НМЦК), ООО «Техцентр на Нагорной» в размере 497 500,00 рублей (-1 % от НМЦК). Контракт заключен с ООО «МГК — сервис» по цене 482 650,00 руб.
Заявки и ценовые предложения ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» на указанных аукционах были поданы с IP-адресов 217.12.253.122 и 95.165.224.190. В результате анализа IP-адреса 217.12.253.122 ФАС установила, что владельцем данного IP-адреса, по которому предоставлялись услуги доступа к сети интернет, являлось ЗАО «Русцентросвязь». Согласно материалам дела 05-15/35-16 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ЗАО «Русцентросвязь» выделило IP-адрес 217.12.253.122 ООО «Газ МК-сервис». В результате анализа IP-адреса 95.165.224.190 установлено, что владельцем данного IP-адреса, по которому предоставлялись услуги доступа к сети интернет, являлось ПАО «МГТС».
Таким образом, ФАС пришла к выводу, что ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» совершали подачу заявок, подачу ценовых предложений и подписание контрактов, используя совместную инфраструктуру и оборудование, принадлежащее ООО «Газ МК-сервис» и ЗАО «Здесь и Сейчас». С вышеуказанных IP-адресов от ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» торговыми площадками были получены электронные файлы для аукционов. В результате анализа свойств файлов, полученных торговыми площадками от ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной», установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок.
Данные таблиц свидетельствуют об активном поведении ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» в борьбе за контракты с другими хозяйствующими субъектами. Снижение НМЦК составляет от 10 % до 74 %, тогда как в рассматриваемых комиссией электронных аукционах снижение составляет — 1,5 % от НМЦК контрактов. Таким образом, представленные пояснения ООО «МГК — сервис» и ООО «Техцентр на Нагорной» не опровергают собранных по делу № 05-15/35-16 о нарушении антимонопольного законодательства доказательств и не указывают на их самостоятельное конкурентное поведение на аукционах, а свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры.
Рассмотренное выше дело является ярким свидетельством неэффективности контрактной системы и системы контроля. Муниципальные заказчики зачастую сами просят потенциальных поставщиков выставить фирму-дублера. С точки зрения действующего законодательства – это нарушение, однако часто муниципалитетам и бюджетным учреждениям средства «спускаются» в конце года, и если тендер будет сорван (придет один участник – торги придется проводить снова, а на это времени нет, или придут расплодившиеся благодаря политике ФАС «гринмейлеры»), и социально значимые услуги не будут предоставлены. А ведь зачастую речь идет о жизни и здоровье людей. Как правило, именно субъекты малого и микробизнеса используют единую инфраструктуру для себя и для дублера. А потом к ним приходит ФАС и обвиняет в картельном сговоре. Хотя обвинять нужно руководителя ФАС Игоря Артемьева, усилиями которого в стране создана такая система госзаказа, при которой имитируется конкуренция, а заказчики и поставщики поставлены в условия, когда без нарушений необходимые социальные услуги не предоставишь.
Имитируя бурную деятельность, ФАС возбудила в 2016-2017 гг. сотни дел по сговорам на торгах, и почти все их них – из-за использования одного IP-адреса. 95% таких дел – против субъектов малого бизнеса, то есть крупных картельных расследований практически нет. Не говоря уже о том, что фирмы, попавшиеся на использовании одного IP-адреса, входят в одну группу лиц, а картеля внутри группы лиц не бывает. (Дело № А40-84270/17)