Источник изображения

Арбитражный суд Нижегородской области оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ПАО «ТНС Энерго Нижний Новгород». Это дело является иллюстрацией того, как регулятор продолжает курс на сближение 223-ФЗ с 44-ФЗ, пытаясь зарегламентировать закупки госкомпаний и естественных монополий.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ПАО «ТНС Энерго НН» по признакам нарушения ч.1 ст.17 №135-ФЗ, выразившегося в том, что компания при проведении в электронной форме запроса предложений на оказание услуг по обеспечению расчетов потребителями электрической энергии не определило и не разместило в единой информационной системе в полном объеме информацию о порядке и критериях оценки и сопоставления заявок участников. В частности, в спорных документациях отсутствует информация о порядке и критериях оценки и сопоставлении заявок участников по критериям «Функциональность» и «Квалификация и надежность участника». Согласно решению ФАС, нарушения компанией были совершены на рынке услуг по приему информации и предоставлению ответов на вопросы абонентов у сторонних организаций на территории Нижегородской области.
7 сентября 2015 года ПАО «ТНС энерго НН» разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение №45 и документацию о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по обеспечению расчетов потребителями электрической энергии (№31502735236). Срок оказания услуг: с 25.09.2015 по 31.12.2016; начальная (максимальная) цена договора (НМЦД) — 120 904 965,3 рублей с НДС.
В соответствии с ч.10 ст.4 Федерального закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке. Согласно решению ФАС, ПАО «ТНС Энерго НН» не определен исчерпывающий перечень документов, которые должны представить участники запроса, а также конкретные показатели и факторы, по которым осуществляется оценка, сопоставление заявок.
Согласно позиции суда, в Документации №31502735236 не раскрыто содержание критерия «Квалификация и надежность участника». Помимо общего описания опыта работ, материально-технических и кадровых ресурсов претендента в соответствующих справках ПАО «ТНС энерго НН» не определено, за какой период времени необходимо предоставить информацию и по каким характеристикам (цена, объем выполненных работ, их качество и т.д.) будут оцениваться и сравниваться членами комиссии участники.
Суд пришел к выводам, что ПАО «ТНС Энерго НН» не определило исчерпывающий перечень документов, необходимых и достаточных для оценки заявок участников по критерию «Квалификация и надежность участника».
В своем решении суд отметил, что оценка заявок по критериям «Функциональность» и «Квалификация и надежность участника» производится исключительно на основе мнений членов закупочной комиссии. Учитывая, что перечисленные критерии определения наилучшего предложения заказчиком фактически не установлены, результаты такого сопоставления заявок участников принципиально не поддаются объективной оценке и не могут отражать реальных различий в качестве и свидетельствовать о превосходстве одного контрагента перед другим. Следовательно, по мнению ФАС, определенная в спорной Документации система оценки заявок участников позволяет ПАО «ТНС энерго НН» (его закупочной комиссий), манипулируя итоговым рейтингом, выбрать победителем любую организацию вне зависимости от ее предложения.
ФАС в своем решении утверждала, что оценка заявок участников по критериям: «функциональность» и «качество и надежность участника», может привести к тому, что итог закупки будет обусловлен не самостоятельными действиями ее участников, а результатом внешних условий, то есть действий заказчика (закупочной комиссии) по определению победителем запроса того или иного участника. Суд согласился с данной аргументацией, установив также, что ПАО «ТНС энерго НН», вопреки законодательно установленной обязанности осуществлять закупки товаров (работ, услуг) на конкурентной основе, сформировало условия документации о закупках в целях обеспечения возможности приобретения названных услуг у конкретной организации.
Идентичные нарушения в порядке оценки и сопоставления заявкой участников имеют место и при проведении ПАО «ТНС Энерго НН» закупки названных услуг на 2017 год (№31604414006). Дата опубликования извещения: 01.12.2016; начальная (максимальная) цена договора — 120 904 965,30 рублей с НДС. (Дело № А43-35482/2017)