Арбитражный суд московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Роснефтьфлот» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов нижестоящих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Роснефтьфлот» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 № 135-ФЗ, выразившееся в установлении поддержании монопольно высокой цены товара, путем изменения системы тарификации услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов РФ (услуга ЛРН), что привело к кратному увеличению цены на указанные услуги.
По мнению АО «Роснефтьфлот», анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг ЛРН ФАС России
проведен с нарушением норм действующего законодательства;
неверно определены географические границы товарного рынка;
не установлена доля АО «Роснефтефлот» на каждом из установленных рынков услуг ЛРН;
не установлен уровень концентрации товарного рынка; необоснованно отклонен довод АО «Роснефтефлот» о влиянии внесенных в действующее законодательство изменений, повлекших увеличение затрат на оказание услуг ЛРН и, как следствие, на необходимость изменения тарифной политики АО «Роснефтефлот»;
цена услуги ЛРН, предоставляемая АО «Роснефтефлот» не соответствует критериям монопольно высокой цены.
ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» сообщило контрагентам, что в связи с увеличением расходов на содержание аварийно-спасательного формирования и выработкой единой тарифной политики договоры не будут пролонгированы на 2015 год и предложило с 01.01.2015 заключить договоры на новых условиях. В соответствии с которыми для бункеровочных компаний из Приморского края вместо ранее действующей фиксированной суммы ежемесячного платежа за предоставление услуг по несению готовности к ЛРН вводится фиксированная сумма оплаты с каждой тонны предоставленного судам бункеровочной компанией бункерного топлива.
Также ФАС отмечает, что несение готовности к ЛРН аварийно-спасательными формированиями, в том числе ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», осуществляется без присутствия их сил и средств в местах осуществления бункеровки судов. Следовательно, увеличение ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» расходов на содержание своих аварийно-спасательных формирований не может быть обусловлено несением готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочными компаниями бункеровки судов.
ФАС утверждает, что объем услуг по несению готовности к ЛРН на море и во внутренних водах за 2014 год по Приморскому краю в стоимостном выражении составил у ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» 38,0% (в общем объеме услуг), у АО «Роснефтефлот» 55,6% (в общем объеме услуг). Фактическая стоимость 1 т нефтепродуктов, переваленной бункеровочными компаниями по договорам с Приморским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в 2014 году составила 8,73 руб. за 1 т. Предусмотренный Приморским филиалом ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» в 2015 г. тариф в размере 119 руб. за каждую переваленную бункеровочными компаниями тонну нефтепродуктов в 13,6 раза превышает фактическую стоимость аналогичной услуги, оказанной филиалом по договорам в 2014 году.
По мнению суда, ФАС правомерно пришла к выводу о том, что в действиях ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и АО «Роснефтефлот» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части злоупотребления доминирующим положением и установления монопольно высокой цены на услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН бункеровочным компаниям. Анализ договоров показал, что во всех случаях предметом договора является оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН) при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами. Товар и продуктовые границы товарного рынка, определены как услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН. Географические границы рынка услуг по несению постоянной аварийно- спасательной готовности к ЛРН определены как территория акваторий отдельно взятых морских портов РФ.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, оспариваемые решение и предписание ФАС от 04.03.2016 по делу №1-11-62/00-03-15 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы АО «Роснефтьфлот» в сфере экономической деятельности. (Дело № А40-116286/2016)