Четвертый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ГУП «Аптечный склад» (г. Чита), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ГУП «Аптечный склад» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившееся в злоупотребление доминирующим положением в форме установления цены реализации услуг, превышающей сумму необходимых для производства и реализации таких услуг расходов и прибыли.
ФАС провела анализ состояния конкуренции на рынке услуг по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств, пришедших в негодность на территории 5 А78-4014/2017 Забайкальского края. Из анализа следует, что доля предприятия на товарном рынке вышеназванных услуг составила 100%. По данным Министерства здравоохранения Забайкальского края, уничтожение недоброкачественных, фальсифицированных, и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Лицензирование деятельности по обращению с отходами занимается Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю. На территории Забайкальского края, соответствующую лицензию имеет ГУП «Аптечный склад». Лицензированием деятельности по обращению с отходами занимается Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю. ГУП «Аптечный склад» в соответствии с приложением к лицензии от 26.04.2012 №075 00023 имеет право осуществлять обезвреживание отходов фармпродукции.
При проведении контрольных мероприятий субъектами обращения лекарственных средств предоставляются договоры об оказании возмездных услуг по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, заключенные с ГУП «Аптечный склад». Договоры с другими организациями, осуществляющими аналогичные услуги, при проведении проверок субъектами обращения лекарственных средств не предоставлялись.
ФАС провела опросы потребителей услуги по уничтожению лекарственных средств и получила информацию от иных лиц о наличии альтернативных рассмотренной антимонопольным органом услуги по уничтожению. ООО «СТАРТ» ответом от 22.09.2016 № 49 подтвердило, что имеет возможность уничтожать недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства с июня 2016 года. По данным выполненных работ ООО «СТАРТ» на 22 сентября 2016 года, услуга оказана не была, стоимость не менялась. По мнению ФАС, ГУП «Аптечный склад» в географических границах Забайкальского края является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в 2015 году и январе-мае 2016 года на товарном рынке услуг по уничтожению лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств, пришедших в негодность.
Суд считает, что у ГУП «Аптечный склад» отсутствуют экономические расчеты по определению цены услуги, учитывающие принципы учета затрат реализации данной услуги. Что по мнению суда, является подтверждением выводов ФАС об установлении предприятием цены услуги, превышающей сумму необходимых для ее реализации расходов и прибыли. При этом, ГУП «Аптечный склад» не представлены доказательства, опровергающие доводы ФАС. Таким образом, исходя из изложенного, экономическое обоснование роста тарифа с 598,44 руб., до 2972,97 руб. с июня 2015 года на услугу по уничтожению недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств, а также лекарственных средств, пришедших в негодность, документально не подтверждено. Расчет стоимости на услуги по уничтожению лекарственных средств на 2015 год не подтверждается представленными материалами (расшифровкой статей затрат, включенных в себестоимость на услугу по уничтожению лекарственных средств за 2015 год). По результатам анализа объема выручки, полученной от предоставления услуг по уничтожению лекарственных препаратов за 2014, 2015, 2016 годы (по полугодиям), следует, что с введением нового повышенного тарифа за оказание услуги в июне 2015 года, объем выручки, полученной от предоставления услуги во 2 полугодии 2015, по сравнению с 1 полугодием 2015, вырос в 3,6 раза. Одновременно за этот же период общее количество уничтоженных лекарственных средств снизилось в 2 раза, а количество упаковок увеличилось только в 1,3 раза. (Дело № А78-4014/2017)