Арбитражный суд московского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «АРТИ» (г. Тамбов), ООО «СИЗ-Снаб» (г. Тамбов), ООО «Защита-ГО Северо-Запад» (г. Санкт- Петербург), ООО «ГК РИМ» (г. Москва), подтвердив тем самым решения судов нижестоящих инстанций.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже сделала несколько заявлений о раскрытии довольно крупного (на фоне картелей малого бизнеса) дела — картеля противогазов, поставляемых для нужд МВД и других силовых структур. Однако анализ ситуации показывает, что картель — порождение уродливой системы госзакупок, созданной в нашей стране усилиями руководства ФАС. Судите сами: вместо того, чтобы как в развитых странах заключить прямой договор непосредственно с заводом-производителем, где МВД на конкурентных переговорах (этот способ закупки запрещен законодательством по требованию Игоря Артемьева) могла бы добиться выгодной цены, устраивается видимость конкуренции между заводом, его дилером и торговым домом. Потом на тендер выходит фирма-посредник, побеждает, и требует поставки противогазов не у кого-нибудь, а у того же завода (именно участие таких посредников всячески поощряется ФАС). Вина завода только в том, что он принял правила игры, навязанные нашим уродливым законодательством о госзакупках, и извлекал максимальную прибыль. Но в результате оказался участником картельного сговора — со своим же торговым домом и дилером.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-Снаб», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК РИМ» по признакам нарушения части 4 статьи 11 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации «иного» соглашения, которое привело к недопущению (ограничению) конкуренции на торгах на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций. По мнению регулятора, такими действиями в создалась видимость (имитация) конкуренции на рынке указанного противогаза и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России, с целью формирования начальных (максимальных) цен контрактов (НМЦК) на поставку, установленных предприятием-изготовителем, а также видимость (имитация) конкуренции на аукционах на поставку товара с целью поддержания цен на торгах.
Также ОАО «АРТИ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5 785 400 руб. Постановлением ФАС ОАО «АРТИ-Завод» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 18 425 410, 40 руб. Постановлением ФАС ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ «РИМ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 204 200 руб. Постановлением ФАС ООО «СИЗ-СНАБ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 1 603 804, 46 руб.
В ходе проведенных проверок антимонопольным органом установлено, что единственным производителем фильтрующего противогаза ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) на территории РФ является ОАО «АРТИ — Завод». ОАО «АРТИ — Завод» имеет бессрочную лицензию в области вооружения и военной техники по классу ЕКПС 4250 (Средства индивидуальной защиты) ВВТ-ОПУ. Противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации состоят на снабжении в МВД России и Внутренних войсках МВД России.
ФАС по результатам анализа рынка установила, что на территории РФ (географические границы рынка), единственными потребителями противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1) являются МВД России и его подразделения материально-технического снабжения, осуществляющие закупки для нужд заказывающих подразделений МВД России. При этом данное изделие не является взаимозаменяемым товаром с другими моделями противогазов. Продуктовыми границами исследуемого товарного рынка определен противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1), принятые на снабжение в системе МВД России.
ФАС также установила, что между ОАО «АРТИ — Завод», ОАО «АРТИ», ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита-ГО Северо-Запад», ООО «ГК «РИМ» в период не позднее апреля 2014 года заключено и реализовано антиконкурентное соглашение. Которое привело к фактическому устранению конкуренции, как на товарном рынке, так и на торгах на поставку противогазов фильтрующих ПМК-С и его модификаций (ПМК-СВ, ПМК-СВ-1).
Суд посчитал, что данные выводы антимонопольного органа подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, при этом исходит из следующего. ФАС России были исследованы открытые аукционы в электронной форме (извещения №№ 0173100012514000096, 0351100018115000065, 0358100010015000191 №0362100026215000214, 0173100012515000267, 0322100001915000159 №0373100056015000400), проведенные подразделениями материально-технического снабжения МВД России на поставку противогаза фильтрующего ПМК-С и его модификаций, принятых на снабжение в системе МВД России, в период 2014-2015 гг. ФАС установила, что ОАО «АРТИ — Завод» (ИНН 6832006622) входит в группу компаний АРТИ, состоящую, в том числе, из ОАО «АРТИ — Завод» (ИНН 6832006622), ОАО «АРТИ» (ИНН 7612018737).
Суд приходит к выводу о том, что ФАС доказала заключение антиконкурентного соглашения. Суд также отмечает, что во всех аукционах на поставку данного товара, где участвовали ОАО «АРТИ-Завод», ОАО «АРТИ» и ООО «СИЗ-СНАБ», победителем становилось ОАО «АРТИ-Завод». В данном случае завод снижал начальную НМЦК на 0,5%, а ОАО «АРТИ» и ООО «СИЗ-СНАБ» предлагали цену выше цены ОАО «АРТИ-Завод». Иные участники, обеспечив заранее оговоренный уровень НМЦК, устранили конкуренцию на аукционах. В ходе проведения аукционов, в целях создания видимости (имитации) конкуренции на торгах, участники соглашения делали по одному ценовому предложению с минимальным понижением НМЦК не более чем на 0,5%.
В результате указанных действий МВД и его учреждения материально-технического снабжения приобретали принятый на снабжение противогаз фильтрующий ПМК-С и его модификации за цену, превышающую более чем на 30% установленную ФСТ прогнозную цену на данный товар на период 2014-2015 гг. В соответствии с заключением ФСТ о прогнозной цене на продукцию, планируемую к поставке по государственному оборонному заказу на 2015 год и на плановый период 2016-2017 гг., ФСТ полагает возможным рекомендовать цену на противогазы фильтрующие ПМК-С в размере 2 410 руб. на 2015 год.
ФАС установила, что единая модель поведения участников соглашения реализовывалась путем разработанного группой компаний АРТИ «Регламента деятельности по взаимодействию в процессе работы по конкурсам», полученного в ходе осмотра электронных носителей информации — компьютеров сотрудников Московского филиала ОАО «АРТИ-Завод». Целью регламента являлось «разграничение зоны ответственности между компанией и партнерами при подготовке, в процессе проведения и закрытии сделок по конкурсным торгам». Регламент предусматривал нормы поведения участников конкурсов на отдельных этапах участия в конкурсных процедурах на поставку продукции ОАО «АРТИ-Завод».
Факт применения норм данного регламента на практике подтверждается, в том числе, действиями ОАО «АРТИ-Завод» и его дилера — ООО «СИЗ-СНАБ» при проведении открытого аукциона на поставку противогазов фильтрующих ПМК-С, заказчиком которого являлось МВД России, учитывая, что в торгах принимала участие «сторонняя организация» — ООО «Промзащита». Компании сделали одинаковые ценовые предложения (12,7 млн. руб.). Победителем данного аукциона признано ООО «Промзащита», предложившее цену контракта 12,6 млн. руб., -1% от НМЦК. После ценового предложения ООО «Промзащита» ни ОАО «АРТИ-Завод», ни ООО «СИЗ-СНАБ» ценовых предложений не заявляли, фактически отказавшись от конкурентной борьбы. При этом ООО «Промзащита» не являлось дилером завода, не имела договорных отношений, не согласовывала предварительно с ОАО «АРТИ-Завод» свое участие в указанном аукционе и закупку производимых им противогазов, более того, в ответ на обращение ООО «Промзащита» о возможности и условиях поставки ПМК-С для нужд МВД в связи с победой на аукционе, ОАО «АРТИ-Завод» направлено письмо с заведомо невыгодными для ООО «Промзащита» условиями поставки. Данным письмом ООО «Промзащита» предложена цена в размере 3615,6 руб. за единицу ПМК-С, что на 36,5 рублей больше цены изделия, предусмотренного контрактом с МВД, победителем которого стало ООО «Промзащита».
Таким образом, по мнению суда, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии соглашения между организациями группы компаний АРТИ-ОАО «АРТИ-Завод» и ОАО «АРТИ» с дилерами ОАО «АРТИ-Завод» -ООО «СИЗ-СНАБ», ООО «Защита- ГО Северо-Запад», ООО «ГК РИМ», которое привело к отказу от конкуренции на товарном рынке ПМК-С и его модификации, принятых на снабжение в системе МВД России, и на торгах на их поставку. (Дело № А40-169779/2016)