Источник изображения

Арбитражный суд Дальневосточного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Производственно-монтажное предприятие «Континент» (Алтайский край), подтвердив тем самым решение суда первой инстанции, однако отменил постановление ФАС о назначении штрафа. Компания является микропредприятием.
Как и подавляющее большинство выявленных ФАС «картелей», в рассматриваемом деле микробизнес попался на использовании одного IP-адреса. ФАС идет по пути наименьшего сопротивления, выявляя «картели» с помощью ЕИС www.zakupki.gov.ru, функционал которой теперь позволяет регулятору отслеживать заявки, поданные с одного IP-адреса, с едиными свойствами файлов и т.д. Но на самом деле, на экономию путем использования одного IP-адреса идет только средний, малый и микробизнес. Короли госзаказа на такое не ловятся, и торги, под них «заточенные», остаются вне поля зрения ФАС.
Важны еще два аспекта. Именно ФАС создала «кривую» систему госзаказа в нашей стране с аукционным креном и мелочным процедурным контролем. Частью этой системы являются высокие входные барьеры для участия в закупках (регистрация на электронных площадках, покупка ЭЦП, внесение обеспечения, временные и трудозатраты на то, чтобы разобраться и участвовать в злополучных аукционах и т.д.). И вот когда средний бизнес кооперируется, чтобы минимизировать эти затраты, он получает обвинения в картельном сговоре. Наконец, в данном кейсе средние предприятия делили лоты, поочередно становясь победителями тендеров. Не позволяет ли это поддерживать конкурентную среду? Ведь принцип аукционной системы, придуманной ФАС – победитель получает всё, а остальные должны уйти с рынка и зачастую из бизнеса. Формально нарушая правила кривой реальности, созданной ФАС, компании поддерживают конкурентную среду, оставляя на плаву большее число участников рынка.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, что выразилось в заключении соглашения, которое приводит или может привести к поддержанию цен на торгах по закупке оборудования для угольных котельных. ФАС назначила микропредприятию наказание в виде административного штрафа в размере 1 452 328,88 руб., которое было отменено судами.
По мнению ФАС, компании в ходе участия в закупках применяли следующую стратегию поведения: двое из участников соглашения в течение короткого промежутка времени (на первых минутах торгов) поочередно снижали цену лота на существенную величину, пока не убеждались, что другие участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем третий участник на последних секундах аукциона предлагал цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона, не состоявшим в соглашении, и становился победителем аукциона, поскольку знал, что иных участников соглашения отклонят по вторым частям заявок, как несоответствующих законодательству и аукционной документации.
Как указала ФАС, достигнутое между компаниями соглашение, участником которого является ООО «Производственно-монтажное предприятие «Континент», является моделью группового поведения хозсубъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб потребителям.
Суд отметил, что наличие соглашения между ООО «Производственно-монтажное предприятие «Континент», ООО «Олдис Плюс», ООО «Алтайтеплострой» и другими компаниями при участии в аукционах в 2017-2018 годах подтверждается следующими фактами: участниками антиконкурентного соглашения преднамеренно исключалась возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок и заключения с ними госконтракта по результатам торгов, так как цель договоренности по мнению ФАС являлась в продвижении и заключении контракта в интересах третьего участника; при подаче заявок на участие, ценовых предложений, участниками соглашения регулярно используются одни и те же IP-адреса. (Дело № А37-2898/2019)