Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции по поводу отмены решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «Псковская ГТС» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 №135-ФЗ. Нарушение выразилось в установлении ОАО «Псковская ГТС» монопольно высокой цены на услугу по предоставлению в пользование места в линейно-кабельной канализации сооружений связи (ЛКСС). ФАС возбудил дело против ОАО «Псковская ГТС» по ст. 14.31 КоАП. Причиной отмены решения ФАС стали грубые ошибки при анализе рынка. Так, служба сузила границы рынка до одного потребителя услуг ОАО «Псковская ГТС». Таким же образом можно назвать бабушку, продающую ягоды на рынке, монополистом по отношению к каждому конкретному покупателю.
По мнению ФАС, продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по предоставлению ЛКСС для размещения в них средств связи сторонних организаций на возмездной основе.
По мнению суда, ФАС определила предварительные географические границы рынка как административные границы Псковской области. Более того, ФАС географические границы рынка установила исключительно как территории расположения (пролегания) ЛКСС, предоставляющихся в пользование для организации линий связи по конкретным адресам.
Кроме того, по мнению суда, определение географических границ рынка услуг по предоставлению ЛКСС исключительно как территория расположения (пролегания) ЛКСС ОАО «ПГТС», представляемых в пользование только ООО «Телесети», не соответствует понятию товарного рынка, определенному в статье 4 № 135-ФЗ. Суд указал, что ФАС при исследовании товарного рынка для определения его географических границ необходимо было установить фактические территории продаж, хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, опроса потребителей услуг по размещению кабелей связи в линейно-кабельных сооружениях. В отчете ФАС не содержится информация, на основании которой управление пришло к выводу о наличии лишь одного хозяйствующего субъекта-продавца на товарном рынке.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что при установлении географических границ товарного рынка ФАС не были приняты меры, направленные на выполнение всех необходимых требований, установленных пунктами 1.5, 4.1 – 4.6 Порядка №220 в части:
1) надлежащего предварительного определения географических границ товарного рынка;
2) выявления условий обращения товара;
3) определения территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
По мнению суда, ФАС необоснованно определила географические границы товарного рынка исключительно по месту предоставления услуги конкретному покупателю – ООО «Телесети», что не соответствует задачам и целям, стоящим перед ФАС при проведении анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Тем не менее, содержание разделов 4, 5, 6, 7 и 8 отчета ФАС свидетельствует о том, что поскольку ФАС не установила должным образом географические границы товарного рынка, то дальнейший анализ состояния конкуренции в части установления состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке, наличия конкуренции и размера доли ОАО «Псковская ГТС» на таком рынке, фактически не проводился.
Также, в отчете ФАС констатировала, что исследуемый рынок является высококонцентрированным, экономические и административные барьеры входа на рынок услуг являются значительными. По мнению ФАС, исследуемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, доминирующее положение на котором в рассматриваемом временном интервале занимало ОАО «Псковская ГТС» с долей, составившей 100 %. Суд не находит данные выводы ФАС достоверными.
Суд удовлетворил требования ОАО «Псковская городская телефонная сеть» и признал недействительными решение и предписание ФАС. (Дело № А52-2462/2016)