Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Газпром межрегионгаз Казань», подтвердив тем самым решения предыдущих инстанций.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в достижении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при заключении договора уступки прав требования.
ФАС вынесено постановление о привлечении АО «Газпром межрегионгаз Казань» к административной ответственности по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Между АО «Газпром межрегионгаз Казань» и должником заключен договор поставки газа от 01.12.2014 № 9198. При этом АО «Осиновские инженерные сети» не выполнило принятые на себя обязательства, задолженность по указанному договору за период с 01.11.2016 по 30.04.2017 составила в общем размере 1 258 366,8 руб. Между АО «Газпром межрегионгаз Казань» и Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения заключен договор уступки права требования (цессии) от 25.09.2017 № 7Ц, по условиям которого цедент уступил кредитору право требования к должнику в указанном размере, которые Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения обязуется уплатить АО «Газпром межрегионгаз Казань».
Из указанного ФАС заключила, что с момента заключения договора от 25.09.2017 № 7Ц Исполком приобрел право требования к АО «Осиновские инженерные сети» за счет денежных средств муниципального бюджета. Предоставление бюджетных средств хозсубъекту в отсутствие законных оснований фактически ставит, по мнению ФАС, такое лицо в необоснованно привилегированное положение. Заключение договора уступки прав требований между органом МСУ и хозсубъектом свидетельствует о реальной возможности получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств определенному лицу. Таким образом, как указано ФАС, в рассматриваемом случае заключение договора уступки прав требования возможно исключительно в результате достигнутого между АО «Газпром межрегионгаз Казань» и Исполкомом антиконкурентного соглашения, целью которого являлось получение финансирования из бюджета.
Суды пришли к выводу о том, что в данном случае со стороны Исполкома имеет место нарушение бюджетного законодательства, а не статьи 16 №135-ФЗ. Судами отмечено, что ФАС не представила надлежащих доказательств наличия антиконкурентного соглашения, а также того, что действия АО «Газпром межрегионгаз г. Казань» и Исполкома влекут или могут повлечь за собой недобросовестное воздействие на конкурентную среду. Невозможность исполнения вышеуказанного договора уступки права требования также было подтверждено Контрольно-счетной палатой Зеленодольского муниципального района.
Суды пришли к выводу о том, что договор цессии от 25.09.2017 № 7Ц является ничтожной сделкой. При этом суды приняли во внимание факт, что АО «Газпром межрегионгаз Казань» уступило права требования ОАО «Зеленодольское ПТС», т.е. АО «Газпром межрегионгаз Казань» не обладало правами кредитора в отношении АО «Осиновские инженерные сети». (Дело № А65-35132/2018)