ViewStar_VS6024NАрбитражный Суд Поволжского округа отменил решение ФАС в отношении ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» (производство приборов для АЭС, датчики, неядерные виды вооружений, автоматика для ж/д транспорта). В ФАС поступили заявления гр-н Пунтусова С.В., Данилина Н.И, Акишина А.И., Бойко Е.Н. по вопросу установления Предприятием необоснованной цены на коллективные приборы учета теплоэнергии, горячего и холодного водоснабжения и их установку в многоквартирных домах (МКД) г. Заречного Пензенской обл. ФАС усмотрела в этом нарушение ч. 1 ст. 10 135-ФЗ. Предприятие в соответствии с договором, заключенным с МУП «ЖСКХ» осуществляет отпуск питьевой воды из принадлежащей ему системы водоснабжения и подачу теплоэнергии в МКД. Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. для ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» утвержден одноставочный тариф на питьевую воду и теплоэнергию. Предприятие осуществляет деятельность по теплоснабжению, а также по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованной системы, и в соответствии со ст. 3, 4 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. Предприятием был проведен открытый конкурс на выполнение работ по установке счетчиков коммунальных ресурсов в МКД. В нем принял участие единственный хозсубъект — ООО «Энергоучёт», с которым и были заключены договоры по 97,5 и 93,6 млн. руб. соответственно.
Суд считает, что в данном случае ФАС, правильно установив доминирующее положение предприятия, не доказала факт нарушения.
Суд установил, что обязанность произвести осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и эксплуатации прибора учета возникает у исполнителя только после получения исполнителем письменной заявки заказчика — физлица.
Между тем, ФАС не представила доказательства, подтверждающие, что в спорный период заявителем были получены письменные заявки от заказчиков. Более того, в силу ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, Предприятие, являясь организацией, осуществляющей снабжение теплоэнергией, горячей и холодной водой, обязано в срок до 01.07.2013 совершить действия по оснащению МКД счетчиками коммунальных ресурсов в случаях, когда собственники жилых помещений не установили указанные приборы учета самостоятельно. В рассматриваемом случае на момент заключения заявителем договоров на оснащение счетчиками, а именно: в мае и в июле 2013 г. возможность добровольной установки указанных приборов собственниками помещений была утрачена. По мнению ФАС, при составлении перечня домов, подлежащих оснащению счетчиками тепловой энергии, Предприятием не учитывался максимальный объем потребления теплоэнергии. Предприятию вменено в вину нарушение прав жителей, поскольку, как посчитал антимонопольный орган, они были вынуждены нести необоснованные расходы на установку счетчиков, несмотря на то, что у них отсутствовала обязанность по их установке. При этом в оспариваемом решении ФАС не мотивировала каким образом и на основании каких документов максимальный объем потребления теплоэнергии в указанных домах составляет <0,2 Гкал/час, а также каким образом пришел к выводу о нарушении заявителем положений ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении.
Также, вменяя Предприятию необоснованное принудительное оснащение МКД, в которых ранее уже были установлены счетчики, в т.ч. в рамках бюджетных целевых программ, ФАС в рассматриваемой ситуации должна была установить не только факт наличия в вышеперечисленных домах приборов учета, но и факт ввода ранее установленных ОДПУ в эксплуатацию. (Дело № А49-12806/2014)