Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решение ФАС в отношении ООО «Лесагро», поддержав решения судов двух предыдущих инстанций. По обращению Следственного комитета, ФАС возбуждено дело против ООО «Лесагро», ИП Петрова В.Б. и ИП Чеснокова В.В. по признакам нарушения п. 3 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ.
ФАС установила, что в г. Кириллове состоялся аукцион (2 лота с ценой контракта в 158 тыс. и 197,7 тыс. руб.) по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных или муниципальных нужд в Кирилловском районном отделе – государственном лесничестве. ФАС пришла к выводу о наличии между ООО «Лесагро» и ИП Чесноковым В.В. устного картельного соглашения, которое привело к разделу товарного рынка по территориальному принципу и составу продавцов. По результатам проведения аукциона зафиксировано, что по лотам аукцион признан состоявшимся, победителем является ООО «Лесагро», с ценами 166 тыс. и 207,6 тыс. руб. соответственно.
ФАС пришла к выводу, что ИП Петров В.Б., по просьбе директора ООО «Лесагро» Ботвина Г.М. обратился к ИП Чеснокову В.В. с просьбой принять формальное участие в аукционе по 2 лотам в целях признания аукциона состоявшимся, а Чесноков В.В. согласился с этим.
Принимая во внимание нормативные положения, признание аукциона несостоявшимся вследствие участия в нем единственного участника не препятствует заключению с ним договора купли-продажи лесных насаждений. В этом случае единственный участник аукциона получает конкурентные преимущества, поскольку договор заключается по начальной цене предмета аукциона, а продавец не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора. В то время как участие в аукционе второго участника приводит и фактически в рассматриваемом случае привело к повышению цены, а также влечет риск заключения договора с иным лицом. Примечательно, что Ботвина Г.М. мог бы этого не делать.
При этом ФАС не установила каких-либо выгод, которые получает ИП Чесноков В.В. в результате заключенного соглашения. Суд пришел к выводу, что решение ФАС не содержит сведений о том, что действия ООО «Лесагро» и ИП Чеснокова В.В. негативно отразились на состоянии конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, которое бы повлекло сокращение числа действующих хозсубъектов, отказ конкурентов от самостоятельных действий на рынке. В ходе судебного разбирательства ФАС не обосновало в каких границах произошел раздел товарного рынка по территориальному принципу, так же, как и по составу продавцов. Также в судебном заседании Ботвин Г.М. и Чесноков В.В. отрицали факт наличия каких-либо договоренностей между ними в спорном аукционе. (Дело № А13-3193/2015)