ООО «Ирнас-М» и ООО «КомпасМед» приняли участие в двух аукционах на поставку заместительных растворов для отделения гемодиализа для нужд республиканской больницы №1 Республики Тыва. Начальная цена контракта (НМЦК) составила 420 тыс. руб. Наименьшее ценовое предложение представлено ООО «КомпасМед» — 295 тыс. руб. ООО «Ирнас-М» предложило 315 тыс. руб. ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М» признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией. После чего обе компании подали жалобы в УФАС на действия Ресбольницы № 1. Жалобы были отклонены, в связи с необоснованностью, но при этом ФАС возбудила дело в отношении самих ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 135-ФЗ в части заключения и участия в картельном соглашении, которое привело к поддержанию цен на аукционах. Юридическим адресом ООО «Ирнас-М» является Новосибирская область, дп. Мочище, ул. Обская, д. 7, кв. 1. Вместе с тем, юридическим адресом ООО «КомпасМед» является Красноярский край, г. Красноярск, ул. Копылова, д. 76, кв. 68.
ФАС установила, что общества направляли заявки на участие в аукционах с одного IP-адреса, а ценовые предложения делали совместно с другого IP-адреса. Кроме того, в материалах дела имеется транспортная накладная, которой во исполнение определения антимонопольного органа ООО «КомпасМед» направлены запрошенные документы, при этом пунктом отправления запрошенных документов является г. Новосибирск, а не г. Красноярск. Арбитражный Суд Республики Тыва, также приняв во внимание тот факт, что в рамках дела ФАС исследовано поведение ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М» на аукционах с участием иных хозсубъектов, соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что в случаях проведения аукционов с участием иных конкурентов наблюдалось значительное снижение цены.
Вместе с этим, п. 1 предписания ФАС обязала ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М» в десятидневный срок прекратить нарушение антимонопольного законодательства при участии в электронных аукционах. Суд соглашается с доводом ООО «КомпасМед» о том, что предусмотренное в п. 1 предписания обязанность по принятию мер, направленных на прекращение нарушение требований законодательства фактически возлагают на ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М» обязанность по соблюдению его требований. Однако, установление данной обязанности свидетельствует об отсутствии правового значения предписания как акта. П. 2 предписания ФАС обязала Общества в течение года сежеквартально представлять в адрес ФАС: а) сведения о торгах, в которых участвовали ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М» были признаны победителями, с указанием реквизитов контрактов, НМЦК лота и цены контракта; б) сведения о торгах, в которых участвовали ООО «КомпасМед» и ООО «Ирнас-М».
Суд также находит указанный пункт предписания, не соответствующий требованиям ст. 23 135-ФЗ, поскольку указанное требование направлено не на обеспечение конкуренции, а установливает дополнительный госконтроль над действиями Обществ. Это нарушает права и законные интересы названных хозсубъектов, в связи с чем п. 2 предписания на основании статьи 200 АПК РФ также подлежит признанию недействительным. Третий пункт предписания ФАС обязала общества сообщать всем заказчикам, с которыми заключены контракты по результатам электронных аукционов, о настоящем предписании. Однако, суд полагает, что данное требование не основано на требования действующего законодательства.
На основании изложенного, 3 Арбитражный апелляционный Суд определил, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным предписания ФАС, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), и принятием в указанной части нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания. (Дело № А69-1667/2015)
ФАС опять тратит ресурсы на выявление картелей с ценой вопроса, сопоставимой с бюджетными затратами на заседания комиссий в самом ведомстве и суде. При том, что «картелисты» снизили цену более чем на 1/4, что существенно превышает средние показатели по контрактной системе.