Арбитражный суд города Москвы отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ТРАНС-ГРЕЙН» (г. Москва) и ООО «Фирма «Трансгарант» (Московская область). Это весьма интересное дело. Давно проводя политику двойных стандартов и преследования малого и среднего бизнеса, возбуждая против него дела и накладывая многомиллионные штрафы, ведомство Игоря Артемьева проводило достаточно либеральную политику контроля слияний. Мы не раз обращали внимание, что ФАС несет ответственность за монополизацию российской экономики, разрешив все без исключения крупные слияния. В рассматриваемом деле ФАС, наоборот, согласовав сделку о слиянии, решило выдать крайне жесткое предписание компании. По сути, она не могла исполнить его, не обанкротившись и не уйдя с рынка. Только вот политику двойных стандартов Артемьев отменять не собирается: это жесткое предписание было выдано не крупнейшей компании отрасли, а меньшему игроку.
ФАС приняла Решение об удовлетворении Ходатайства ООО «Фирма «Трансгарант» о даче предварительного согласия на приобретение доли в уставном капитале ООО «Транс-Грейн», составляющих 100% уставного капитала; и Предписание, по которому ООО «Фирма «Трансгарант» и ООО «Транс-Грейн» должны:
1. Обеспечить использование вагонов-хопперов ООО «ТРАНС-ГРЕЙН», в том числе находящихся в аренде/лизинге, а также переданных в аренду/лизинг, для целей перевозки зерновых грузов, не допуская использование указанного состава для перевозки непродовольственных грузов.
2. Обеспечить стабильность цен на услуги по предоставлению специализированного состава для перевозки зерновых грузов на уровне, не превышающем фактическую инфляцию за предыдущий период (с уведомлением ФАС России об уровне цен на оказываемые услуги каждые полгода).
Согласно позиции суда, из текстов Решения и Предписания не следует, что ФАС установила, что сделка приобретения 100% доли в уставном капитале ООО «ТРАНС-ГРЕЙН» приведет или может привести к ограничению конкуренции.
Первым пунктом предписания указано обеспечить использование вагонов – хопперов только для перевозки зерновых грузов. Суд установил, что из аналитического отчета ФАС следует, что Компании имеют долю на рассматриваемом рынке равную 10%, тогда как АО «Росагротранс» 42 % и ООО «Балтсервис» 16 %. Также из аналитического отчета следует, что конкуренты Компаний имеют рабочий парк как зерновой, так и «захимиченный». Суд, проанализировав положения аналитического отчета, пояснения сторон, приходит к выводу, что, устанавливая в предписании ограничения для Компаний в отношении использования вагонов, имеют место действия, направленные на ограничение конкуренции. Компании ставятся в неравные условия с конкурентами (АО «Русагротранс» и ООО «Балтсервис»), которые используют данный вид вагонов как под зерновые, так и «захимиченные». В связи с чем, суд считает, что в этой части предписание не обосновано и не соответствует требованиям законодательства о защите конкуренции. Каких-либо пояснений о необходимости приведенных ограничений, подтверждающих то, что они направлены на обеспечение конкуренции, ФАС не приведено.
По второму пункту предписания Компаниям указано обеспечить стабильность цен на услуги по предоставлению специализированного состава для перевозки зерновых грузов не уровне, не превышающем фактическую инфляцию за предыдущий период. Суд, выслушав представителей сторон, исследовав аналитический отчет, приходит к выводу, что вводятся ограничения по установлению стоимости услуг в отношении одного участника рынка, занимающего долю в 10 %. В данном случае, по мнению суда, действия ФАС направлены не на обеспечение конкуренции, а на устранение Компаний с данного рынка услуг. Суд пришел к выводам, что в данном случае ФАС своим предписанием ставит в неравное положение Компании по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. (Дело № А40-187877/2018)