Источник изображения

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против МУП «Жилкомсервис» г. Якутска, подтвердив тем самым решение суда первой инстанции.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против МУП по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующем положением в такой его форме как навязывание потребителям невыгодных для них условий договоров.
ФАС сделала вывод о том, что используемый МУП порядок заключения договоров на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) путем размещения на официальном сайте МУП mupgks.ru публичных оферт, а затем посредством включения суммы оплаты за вывоз ТБО в счет-квитанцию на оплату услуг по вывозу и размещению ТБО, приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам проведенного ФАС анализа МУП занимает доминирующее положение на рынке услуг транспортировки (вывоза) и размещения (утилизации) твердых бытовых/коммунальных отходов физических лиц зон индивидуальной жилой застройки на территории город Якутска с долей 100% по услугам размещения (утилизации) ТБО, с долей 93,32% по услугам вывоза (транспортировки) ТБО.
На территории Якутского городского округа, в том числе микрорайона Марха действуют «Правила благоустройства города Якутска, принятые решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 № РЯГД-35-10. В соответствии с пунктом 3.7.8 «Правил благоустройства города Якутска» вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией либо самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома в случае приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне.
Суд соглашается с выводом ФАС о том, что деятельность специализированного предприятия по обращению с отходами, которые образуются в процессе жизнедеятельности граждан, проживающими в частных жилых домах, должна осуществляться на основании заключенного между ними договора в соответствии с главой 39 ГК РФ и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155.
Как указывает податель жалобы Тетерин М.Т. между ним и МУП отсутствуют договорные отношения относительно осуществления каких-либо услуг, следовательно, выставление в счетах, представленных при рассмотрении дела, о необходимости уплаты денежных средств за оказанную услугу «Вывоз мусора» по тарифу 250 рублей является неправомерным. При этом выставление счетов производится ПАО «Якутскэнерго» на основании заключенного с МУП агентского договора от 01.04.2014, который также осуществляет деятельность по приему платежей и пеней за просрочку оплаты с физических лиц за вывоз сухого мусора с частных секторов.
По мнению суда, ФАС правомерно отметила, что МУП при оказании услуг по вывозу (транспортировке) ТБО жителям Якутского городского округа, не оформляет заказ на такие услуги в соответствии с Правилами вывоза ТБО и ЖБО и Правилами благоустройства города Якутска».
Суд отмечает, что гражданам выставляются счета-квитанции об оплате услуг, которые по своей сути не являются заказом, а выдаются после оказания услуг в подтверждение их оплаты. Следовательно, данное обстоятельство свидетельствует об ущемлении прав потенциальных потребителей, поскольку неопределенный круг потребителей — собственников ИЖС гор. Якутска и мкрн. Марха ставятся в условия, при котором фактически лишены возможности выбора другой организации, предоставляющей услуги по вывозу мусора, и вынуждены в обязательном порядке оплачивать услугу по вывозу твердых бытовых отходов именно МУП. (Дело № А58-865/2017)