Источник изображения

Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ТЭКО-Сервис» (г. Тамбов). Компания является средним предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 3 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) действиями по: неправомерному взиманию с потребителей услуг по вывозу ТБО г. Тамбова платы за уборку территории в радиусе 5 метров вокруг контейнерной площадки в составе тарифа за вывоз ТБО; несоблюдению установленного Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов порядка заключения договоров на услуги по вывозу ТБО с собственниками жилых помещений г. Тамбова, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление, что по мнению ФАС приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по вывозу твердых бытовых отходов и ущемлению интересов лиц.
Постановлением ФАС назначении административного наказания от 03.11.2016 № АП4-8/16 ООО «ТЭКО-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 638 009 руб. 34 коп.
Суд согласился с выводами ФАС о нарушении компанией антимонопольного законодательства, однако суды первой и апелляционной инстанции снизили назначенный ей штраф в два раза, до 1 819 004 руб. 67 коп. Кассация, более того, пришла к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства по делу о назначении штрафа доводы компании судами не проверялись, соответствующие доказательства не исследованы и результаты их оценки не отражены в судебных актах, поэтому направила дело на новое рассмотрение. Помимо этого, кассация отметила, что обоснованность применения отягчающего обстоятельства (совершение длящегося административного правонарушения) в отношении ООО «ТЭКО-Сервис» судами не проверялась.
Как установлено судами, физлицо обратилось в ФАС с заявлением на действия компании, которое включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%…», ссылаясь на то, что оно незаконно повысило цену на вывоз ТБО с 61,26 руб. до 119,89 руб. на 1 человека. Отметим, что «четвертым антимонопольным пакетом» реестр отменен, и ссылки на него со стороны жалобщика безосновательны. Но ФАС закон не писан – ведомство Артемьева продолжает штамповать дела со ссылками на реестр.
Заказ на услуги путем составления документа (договора, квитанции, талона и т.п.) с собственниками жилых домов компания не оформляла. Цена, порядок оплаты, объем вывоза ТБО, нормы накопления ТБО сторонами не согласовывались. А поэтому увеличение нормы накопления ТБО в одностороннем порядке без оформления письменного заказа на данную услугу судами признано как ущемление интересов граждан. Кроме того, судами установлено, что земельные участки, на которых размещены принадлежащие компании контейнеры для сбора ТБО, относятся к земельным участкам, госсобственность на которые не разграничена. Ни компании, ни жителям города Тамбов эти земельные участки не принадлежат. Включение в тариф на вывоз ТБО затрат по подбору ТБО в пятиметровой зоне вокруг площадки в размере 2190 руб./мес. (при контейнерном способе вывода ТБО) суды признали незаконным, ущемляющим интересы граждан. Избранный компанией способ заключения договоров на услуги по вывозу ТБО путем опубликования в газете «Наш город Тамбов» публичных оферт, дальнейшее включение услуги по вывозу ТБО в единую квитанцию на оплату ЖКУ для жителей Тамбова, после оплаты которой договор считается заключенным, противоречит требованиям Правил №155. Суды признали данный способ ограничивающим право собственников жилых домов, их частей на свободный выбор исполнителя услуг по вывозу ТБО и направленным на сохранение и усиление доминирующего положения на рынке услуг по вывозу ТБО. (Дело № А64-7408/2016)