Арбитражный суд Нижегородской области оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «ЗТО «Камея» (г. Нижний Новгород). «ЗТО «Камея» является малым предприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ОАО «ЗТО «Камея» по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в угрозе отключения ОАО «Теплоэнерго» от сетей ОАО «ЗТО «Камея» и прекращения поставок воды, а также выставлении ОАО «ЗТО «Камея» счетов за поставленную воду в условиях отсутствия установленных тарифов в сфере водоснабжения.
ОАО «Теплоэнерго» осуществляет эксплуатацию блочно-модульной котельной, расположенной на территории поселка Березовая Пойма, посредством которой производиться теплоснабжение объектов поселка.
При водоснабжении данной котельной использовались водопроводные сети, принадлежащие ОАО «ЗТО «Камея», что подтверждается актом разграничения эксплуатационной ответственности от 11.02.2015, в котором определена граница разграничения ответственности сторон за эксплуатацию и техническое состояние сетей водопотребления.
02 апреля 2015 года между ОАО «Теплоэнерго» и ОАО «ЗТО «Камея» заключен договор о возмещении затрат на подачу холодной воды №10, предметом которого является возмещение ОАО «Теплоэнерго» затрат ОАО «ЗТО «Камея» по подаче холодной воды в здание котельной ОАО»Теплоэнерго» (БМК поселка Березовая Пойма) с целью нормального функционирования систем и оборудования котельной.
Поскольку ОАО «ЗТО «Камея» осуществляет эксплуатацию расположенного на его территории водопровода, посредством которого обеспечивается водоснабжение котельной ОАО «Теплоэнерго», ФАС пришла к выводу, что ОАО «ЗТО «Камея» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
По мнению ФАС, действия ОАО «ЗТО «Камея», направленные на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору создают угрозу наступления неблагоприятных последствий для населения и организаций поселка Березовая Пойма, которое выражается в прекращении теплоснабжения, что является нарушением положения статей 11, 21 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, придя к выводу о том, что ОАО «ЗТО «Камея» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а также единственной организацией, оказывающей услуги по водоснабжению в границах принадлежащих ему водопроводных сетей, ФАС признала ОАО «ЗТО «Камея» субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, фактически ОАО «ЗТО «Камея» по своим водопроводным сетям осуществляло поставку холодной воды, приобретаемой у гарантирующего поставщика (ОАО «Нижегородский водоканал»), на котельную ОАО «Теплоэнерго», что подпадает под нормативно закрепленное понятие водоснабжения. При этом, ОАО «ЗТО «Камея» взимало с ОАО «Теплоэнерго» соответствующую плату за поставленный ресурс на основании договора №10 от 02.04.2015. Следовательно, поскольку ОАО «ЗТО «Камея» осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему водопроводных сетей, через которые осуществлялось водоснабжение котельной ОАО «Теплоэнерго», ОАО «ЗТО «Камея» в силу пункта 15 статьи 2 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организацией водопроводно-канализационного хозяйства. При этом, ОАО «ЗТО «Камея» является единственной организацией, оказывающей услугу водоснабжения в границах принадлежащих ему водопроводных сетей.
По мнению суда, само по себе наличие альтернативной точки подключения, определенной ОАО «Нижегородский водоканал» в проекте строительства блочно-модульной котельной, не свидетельствует о наличии возможности фактического подключения.
Также, по мнению суда, из условий заключенного между ОАО «Теплоэнерго» и ОАО «ЗТО»Камея» договора от 02.04.2015 №10, следует, что ОАО «ЗТО «Камея» не имело правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения обязательств по данному договору. В связи с чем, действия ОАО «ЗТО «Камея», направленные на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору, противоречат положениям статей 11, 21N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и, учитывая, что направленные ОАО «ЗТО «Камея», в адрес ОАО «Теплоэнерго» уведомления о расторжении данного договора содержали угрозу отключения ОАО «Теплоэнерго» от сетей ОАО «ЗТО «Камея» и прекращения поставки (транспортирования) воды. Тем самым создают угрозу ущемления интересов неопределенного круга лиц — абонентов ОАО «Теплоэнерго».
Доводы ОАО «ЗТО»Камея»о том, что аналитический отчет составлен антимонопольным органом после признания ОАО «ЗТО»Камея»нарушившим п.1 ст.10 №135-ФЗ, судом не принимаются, поскольку не могут служить основанием для признания недействительным решения от 07.02.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №1983-ФАС52- 02/16. Данные, указанные в аналитическом отчете о состоянии конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения от 06.02.2107, не противоречат позиции ФАС, изложенной в оспариваемом решении. (Дело № А43-12776/2017)