1 Арбитражный апелляционный Суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ФГУ Сельхозпредприятие «Ульяновское» ФСИН России. В ФАС поступила жалоба Симушкина А.А., отбывающего наказание в колонии строго режима ФКУ «Исправительная колония-6» УФСИН России по Чувашской Республике, об установлении высоких цен на продовольственные товары и товары бытовой химии в магазине при колонии.
Симушкин указал, что с начала 2015 года в магазине при колонии для спецконтингента поставщиком как продовольственных, так и товаров бытовой химии незаконно и необоснованно произведено завышение цен на некоторые товары, при этом наценка превышает в некоторых случаях 200%. Так, например, на чай черный мелколистовой (100 гр.) цена увеличена с 69 руб. до 99 руб., на сало соленое (1 кг.) цена увеличена с 250 руб. до 509 руб., на порошок стиральный и на туалетную бумагу цена увеличена на 30-70%. В результате рассмотрения жалобы регулятор возбудил дело в отношении сельхозпредприятия по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ путем установления в магазинах при колониях завышенных цен на продукты питания и товары бытовой химии. А также дело по ст. 13 381-ФЗ (антимонопольные правила для хозсубъектов, осуществляющих торговую деятельность, и осуществляющих поставки продовольственных товаров). ФАС наложила штраф на сельхозпредприятие в размере 300 тыс. руб.
ФАС определила долю сельхозпредприятия в размере 100% на рынке «магазинов при учреждениях ФСИН, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строго режима в географических границах Чувашской Республики». По мнению суда, ФАС не доказала существование такого товарного рынка, как «услуга магазина при учреждении ФСИН по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии, лицам, отбывающим наказание» в указанных географических границах. Суд пришел к выводу, что ФАС не привела оснований для сужения товара и географических границ товарного рынка до административных границ колонии.
Регулятором также не представлены доказательства исследования указанного товарного рынка в пределах других регионов, хотя сельхозпредприятие осуществляет торговую деятельность на территории РФ в пределах 4 регионов: Ульяновской области, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Чувашской Республики. По данным ФАС, розничная цена на продукты питания и товары бытовой химии, реализуемые сельхозпредприятием, к примеру, цены на чай, кофе, пряники, торт, майонез установлены выше на 5-25%, что не соответствует данным сравнительной таблице цен в магазинах при колонии и цен Росстата за март 2015 г. Однако анализ данной сравнительной таблицы позволяет сделать вывод о том, что цены в магазинах при колонии, в среднем соответствуют ценам Росстата за март 2015 года на такие виды продовольственных и промтоваров, как на зефир, вода минеральная 1,5 л., сигареты с фильтром отечественные, сигареты с фильтром зарубежных торговых марок, бумага туалетная, карандаш черный графитовый.
Также по мнению суда, процедура определения продуктовых границ товарного рынка не может быть признана законной, обоснованной и объективной, так как не соответствует Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 №220), а именно: не был выявлен товар, не имеющий заменителя; не было выяснено мнение покупателей; не определена основа предварительного определения товара; не проанализированы свойства товара. (Дело № А79-11990/2015)
На Руси издавна принято жалеть узников, и мотивы ФАС, не отмахнувшейся от жалобы заключенного, вероятно весьма благородны. Однако к анализу рынка надо подходить тщательно и не допускать столь досадных ошибок в определении географических границ и товара.