wc

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не устает поражать нас своими забавными делами. на этот раз служба возбудилась на Рыбинский автовокзал за то, что он злоупотребил доминирующим положением путем отказа в бесплатном пользовании туалетом для пассажира. Сам по себе факт конечно, неприятный, но к защите конкуренции имеет мало отношения.
2 Арбитражный апелляционный Суд отменил решение Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ярославской области в отношении ГБУ «Яроблтранском». Началось с того, что в УФАС поступило перенаправленное Центральным аппаратом ФАС обращение гр-на Алексеенко И.А. о нарушении ГБУ «Яроблтранском» антимонопольного законодательства, выразившегося в непредоставлении пассажиру права на бесплатное посещение туалета, размещенного в здании автовокзала города Рыбинска Ярославской области. При этом, у пассажира был билет, срок которого не истек.
УФАС возбудило дело в отношении ГБУ «Яроблтранском» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в необеспечении пассажирам права на бесплатное пользование санитарно-гигиеническими услугами (посещение туалета) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», чем ущемляются интересы неопределенного круга лиц. Письмом ГБУ «Яроблтранском» обращалось к ООО «Чистые линии» – арендатору помещений туалета на железнодорожном вокзале по вопросу предоставления бесплатного доступа в туалеты  вокзала для пассажиров автовокзала. ООО «Чистые линии» отказалось предоставить бесплатный доступ в туалеты для пассажиров. С письмами о согласовании размещения бесплатного туалета для пассажиров автовокзала ГБУ «Яроблтранском» также обращалось в структурные подразделения Администрации г. Рыбинска.
Между ГБУ «Яроблтранском» и ООО «Чистые линии» заключен договор, по условиям которого последнее предоставляет услуги туалетных комнат пассажирам автомобильного транспорта при наличии у них билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен Рыбинский автовокзал. Однако письмами в адрес УФАС и в адрес прокуратуры Ярославской области Алексеенко И.А. сообщил, что с конца апреля 2016 года пользоваться туалетом железнодорожного вокзала бесплатно разрешили только по билетам, приобретенным на автовокзале, а пассажиров, прибывших на автовокзал по билетам, приобретенным у водителя, бесплатно в туалет не пускают.
В г. Рыбинске единственный автовокзал, принадлежит он структурному подразделению ГБУ ЯО «Яроблтранском», и расположен в здании Рыбинского железнодорожного вокзала. Таким образом УФАС установило долю ГБУ «Яроблтранском» на товарном рынке услуг автовокзалов в 2015 года определена в размере 100%. С учетом этого ГБУ «Яроблтранском» признано УФАС и судом первой инстанции занимающим доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов на территории Рыбинска. таким образом, по мнению УФАС ГБУ «Яроблтранском» при осуществлении деятельности, связанной с оказанием самостоятельных услуг автовокзалов, обязано соблюдать запреты, предусмотренные ст. 10 135-ФЗ.
Однако апелляционная инстанция резонно возразила, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозсубъекта, занимающего доминирующее положение, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. Сам по себе факт доминирования на рынке, равно как и факт нарушения отраслевых норм, не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства.
В период до 05.04.2016 ГБУ «Яроблтранском» при оказании услуг автовокзала в Рыбинске не выполняло требования по обеспечению пассажиров услугами бесплатного туалета. Условия же договора, заключенного с ООО «Чистые линии» 05.04.2016, предоставляли право пользования услугами туалетных комнат пассажирам автомобильного транспорта при наличии у них билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен Рыбинский автовокзал. При наличии у пассажира билета, не содержащего вышеприведенные реквизиты, соответствующее право ему не предоставлялось. С учетом изложенных обстоятельств следует вывод о несоблюдении ГБУ «Яроблтранском» установленного порядка предоставления услуг. Таким образом, по мнению апелляции, рассмотренные действия ГБУ «Яроблтранском», безусловно, не свидетельствуют о неукоснительном соблюдении требований отраслевого законодательства. Между тем то обстоятельство, что ГБУ «Яроблтранском» в течение определенного периода времени не обеспечивало все категории пассажиров необходимыми услугами именно в силу обладания рыночной властью, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, антимонопольным органом в оспариваемом решении не доказано. (Дело № А82-15492/2016)