Источник изображения

Арбитражный суд Центрального округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ИП Аниканова Ю.В. (Орловская обл.), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций.
Это решение напоминает знаменитый «картель» батутов, когда ФАС наказывает предпринимателей за одинаковые цены. Видимо, по мнению горе-антимонопольщиков, в каждом автобусе должны быть разные цены за проезд.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против индивидуального предпринимателя по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 №135-ФЗ, выразившегося в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к одновременному установлению стоимости проезда в городском пассажирском транспорте.
Посчитав, что индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги регулярных перевозок на территории г. Мценска Орловской области, заключили и реализовывают антиконкурентное соглашение, которое привело к одновременному установлению стоимости проезда в городском пассажирском транспорте, УФАС по Орловской области 02.07.2019 приняло решение по делу N 057/01/11-75/2019, которым признало в действиях ИП Аниканова Ю.В., ИП Кирейчевой Н.А., ИП Лякишева А.Ю. нарушение п. 1 ч. 3 1 ст. 11 №135-ФЗ.
В октябре 2014 Администрацией г. Мценска проведен открытый конкурс по определению перевозчиков в целях заключения с ними договоров на право транспортного обслуживания населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах г. Мценска Орловской области. 10.11.2014 по результатам конкурса были заключены договоры на выполнение транспортного обслуживания населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах г. Мценска с ИП Аникановым Ю.В., ИП Кирейчевой Н.А., ИП Лякишевым А.Ю. Сроки действия заключенных с перевозчиками договоров — до 15.11.2017.
Администрацией г. Мценска перевозчикам выданы карты маршрутов и свидетельства об осуществлении перевозок по регулярным муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам сроком действия до ноября 2022. В 2018 году стоимость проезда, установленная предпринимателями, составляла 17 руб.
18.01.2019 было проведено собрание перевозчиков города Мценска в составе ИП Аниканова Ю.В., ИП Кирейчевой Н.А., ИП Лякишева А.Ю., на котором обсуждался вопрос о целесообразности повышения тарифа на перевозки пассажиров и багажа. Индивидуальными предпринимателями внесены следующие предложения: Аниканов Ю.В. предложил установить стоимость проезда по городу в размере 20 руб., Лякишев А.Ю. — 21 руб., Кирейчева Н.А. — 22 руб. На собрании было принято решение об установлении с 01.02.2019 тарифа в размере 20 руб. за одну поездку и 20 руб. за провоз одного места багажа; стоимость месячного проездного билета для льготных категорий граждан — 650 руб., для граждан, не имеющих льгот — 750 руб., для школьников — 550 руб.
В результате, плата за проезд с 01.02.2019 одновременно на всех маршрутах в городе Мценске возросла с 17 руб. до 20 руб. Указанный объем доказательств лег в основу вывода ФАС о наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между вышеуказанными хозяйствующими субъектами.
Суды пришли к выводу о том, что ФАС в рассматриваемом случае не представлено достаточных доказательств того, что последствия ограничения конкуренции были вызваны именно картельным соглашением, а не иными объективными причинами. В частности, было учтено, что ФАС не опровергнута экономическая обоснованность согласования тарифа на проезд в размере 20 руб. Соответствующие обоснования поступили от каждого из перевозчиков и наглядно демонстрировали расчет тарифа, исходя из фактических затрат (себестоимости), которая во всех случаях превышала 20 руб.
При этом суды обратили внимание на положения п. 4.8 Порядка установления (изменения) регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла, согласно которому установлен регулируемый единый тариф по всем муниципальным маршрутам в размере 20 руб. На территории города действует единый проездной билет, стоимость которого и порядок распределения денежных средств между перевозчиками может быть определен только соглашением перевозчиков. Изложенное означает, что указанный нормативный правовой акт закрепляет права перевозчиков г. Мценска устанавливать самостоятельные и экономически обоснованные тарифы путем их согласования в надлежащем порядке. Само по себе подписание протокола собрания перевозчиков об изменении стоимости проезда, которое привело к увеличению стоимости проезда перевозчиками на одинаковую величину в короткий промежуток времени, по мнению суда, не может свидетельствовать о наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между соответствующими хозяйствующими субъектами. (Дело № А48-9169/2019)