Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против СГМУП «Городские тепловые сети» (г. Сургут, ХМАО), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Таким образом, практика ФАС по закону, регулирующему закупки госкомпаний (223-ФЗ), складывается весьма удручающим образом для регулятора – суды признают незаконными большу часть решений.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против СГМУП «Городские тепловые сети» по признакам нарушения части 5 статьи 4, пункты 12, 13 части 10 статьи 4, часть 12 статьи 4 №223-ФЗ, части 1 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившегося в установлении в документации требования о наличии отзывов от покупателей о продукции, используемой в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, за последние 5 лет, ограничившего участие в открытом конкурсе, а также о наличии лицензии на осуществление деятельности на поставку гибких ПЭ-С (РЕХ-а) труб с теплоизоляцией из пенополиуретана в гофрированной полиэтиленовой оболочке.
15.12.2016 опубликовано извещение № 31604495438 о проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку гибких ПЭ-С (РЕХ-а) труб с теплоизоляцией из пенополиуретана в гофрированной полиэтиленовой оболочке для нужд СГМУП «ГТС» в 2017 году.
На участие в запросе предложений поступили три заявки. ООО «Изола» с ценой предложения — 15 903 010, 85 рублей. АО «Завод Полимерных Труб» с ценой предложения — 19 499 981,90 рублей. ООО «Группа Полимертепло» с ценой предложения — 21 484 906,05 рублей. Согласно протоколу от 16.01.2017 в допуске к дальнейшему участию в закупке ООО «Изола» и ООО «Группа Полимертепло» отказано и принято решение рассмотреть в качестве поставщика единственного участника запроса предложений АО «Завод Полимерных Труб».
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 №223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган. Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке. Вышеуказанная правовая позиция отражена в определении ВС РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592.
ООО «Изола» обжаловало в ФАС действия закупочной комиссии заказчика по необоснованному отказу в допуске к участию в закупке. Дополнительно указало на наличие в закупочной документации неизмеряемых требований к участникам закупки, которые не могут быть в равной степени применены ко всем участникам закупочной процедуры и ограничивают допуск к участию в закупке.
По мнению суда, поскольку в жалобе ООО «Изола» отсутствуют доводы о нарушениях, перечисленных в пункте 10 статьи 3 №223-ФЗ, ФАС не имела полномочий на ее рассмотрение. При таких обстоятельствах оспариваемые ненормативные правовые акты признаются судом недействительными. (Дело № А75-2146/2017)