Арбитражный суд Новосибирской области отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Агентство специального снабжения» (г. Новосибирск).
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Агентство специального снабжения» по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ, выразившегося в предъявлении на стадии отбора требования о наличии опыта оказания услуг согласно предмету закупки поставка сыпучих материалов (щебень) с доставкой на объекты заказчика), за период 2015-2016 годы в объеме не менее 3-х исполненных договоров, стоимостью каждого из них не менее 70% начальной (максимальной) цены договора (НМЦК). Также ФАС возбудила дело против АО «Агентство специального снабжения» по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 №223-ФЗ, выразившегося в необеспечении исполнение принципа закупочной деятельности — равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
ФАС установила, что АО «СИБЭКО», АО «Агентство специального снабжения» проведена закупка в форме запроса предложений на поставку сыпучевяжущих материалов. Пунктом 1.2 требований к участникам установлено требование о наличии опыта оказания услуг согласно предмету закупки поставка сыпучих материалов (щебень) с доставкой на объекты заказчика), за период 2015-2016 годы в объеме не менее 3-х исполненных договоров, стоимостью каждого из них не менее 70% НМЦК. НМЦК составила 9 990 204,55 рублей. То есть, каждая сумма исполненных договоров участников должна составлять не менее 6 993 143, 18 рублей.
Требование о наличии опыта оказания услуг согласно предмету закупки (поставка сыпучих материалов (щебень) с доставкой на объекты заказчика), за период 2015-2016 годы в объеме не менее 3-х исполненных договоров, стоимостью каждого из них не менее 70% НМЦК является критерием допуска претендента к участию в закупочной процедуре. В случае несоответствия претендента на участие данному требованию, его заявке будет отказано в допуске к участию.
Суммы ООО «СТК», представленные в справке за 2016 год на 3 договора: 5 000 000 руб., 2 700 000 руб., 4 000 000 руб., не соответствуют требованиям. Протоколом № 20998 запроса предложений от 24.04.2017 заявка ООО «СТК» была отклонена от участия. Вышеуказанные суммы договоров ООО «СТК» составляют 50%, 27% и 40% НМЦК.
Суд согласен с мнением АО «Агентство специального снабжения», что именно данное требование позволяет определить опыт потенциального поставщика по объемам поставляемой продукции, а путем дополнительных запросов собрать отзывы по качеству проводимых поставщиком поставок за период 2015-2016 гг., для исключения внештатных ситуаций при исполнении договора участником закупки, с которым предполагается заключение контракта. Именно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут определяться как по стоимостным, так и по иным критериям.
Как указано в Определении ВС РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 ч. 10 ст. 3 №223-ФЗ носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в ФАС является исчерпывающим. Соответственно, положения статьи 18.1 №135-ФЗ должны применяться с учетом данной нормы.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
По мнению суда, довод ООО «СТК» о том, что требование к участникам о наличии опыта полностью исключает возможность участия в конкурентной процедуре организаций, не соответствующих данному требованию, не относится ни к одному случаю, предусмотренному ч. 10 ст. 3 №223-ФЗ, следовательно, не должен был рассматриваться ФАС. (Дело № А45-11480/2017)