Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Кавминкурортресурсы» (г. Ессентуки), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Таким образом, суды не дали ФАС вмешаться в закупки минеральной воды. Этот случай показывает, насколько широко чиновники ФАС могут трактовать свои полномочия, влезая в любые закупки, даже за пределами госзаказа, и не являющиеся обязательными (хотя на словах руководители ФАС России всегда заверяют обратное). Отрадно, что суды почти всегда ставят заслон на пути противоправных действий ФАС.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Кавминкурортресурсы» по признакам нарушений пункта 3 части 1 статьи 17 и части 1 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившихся в использовании критериев, которые могут привести к ограничению конкуренции, а также нарушения порядка определения победителей торгов при проведении отбора контрагентов на право заключения АО «Кавминкурортресурсы» договоров поставки природной минеральной воды на первое полугодие 2014 года.
АО «Кавминкурортресурсы» был проведен конкурсный отбор на право заключения договоров поставки в 1 полугодии 2014 г. природной минеральной воды «Ессентуки 17» и «Ессентуки 4», в котором приняло участие 5 компаний, набравших наибольшее количество баллов. В конкурсном отборе приняли участие ООО «Завод Минеральных вод «Октябрь-А», ООО «ТЭСТИ», ООО «Элита-Минерал групп», ЗАО «Водная компания «Старый источник», ООО «Ессентукские Минеральные Воды +», ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», ООО «Славяновская.», ООО «Аква-Премиум», ООО «Универсальный завод розлива минеральной воды «Аква-Вайт».
Все указанные лица были допущены к участию в конкурсе. В соответствии с протоколом № 2 от 25.12.2013 «Оценки и сопоставления заявок на участие в отборе» первые пять мест победителей в конкурсе распределились следующим образом: 1) общество «Старый источник»; 2) общество «ЭМ групп»; 3) общество «Аква-Вайт»; 4) общество «ТЭСТИ»; 5) общество «Славяновская».
Из материалов дела видно, что для АО «Кавминкурортресурсы» проведение вышеуказанного конкурса не является обязательной процедурой, что подтверждено и судебными актами трех инстанций по делу № А63-1172/2014.
Суд кассационной инстанции поддерживает довод о том, что ни № 223-ФЗ, ни № 44-ФЗ, ни иной нормативный акт не обязывали АО «Кавминкурортресурсы» проводить конкурс для заключения договоров поставки минеральной воды. Утвержденный самим АО «Кавминкурортресурсы» регламент отбора контрагентов на право заключения договоров поставки природной минеральной воды является локальным документов компании. Он направлен исключительно на наиболее эффективное заключение договоров поставки. Такой подход повышает качество воды и позволяет избежать необоснованного повышения цен за счет вознаграждения посредников.
По мнению суда, ограничения, налагаемые на занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, к деятельности АО «Кавминкурортресурсы» на товарных рынках природной минеральной воды «Ессентуки 17» и «Ессентуки 4» не применимы, поскольку АО «Кавминкурортресурсы» не занимает доминирующее положение на этих товарных рынках, обратного ФАС не доказано.
Кроме того, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.06.2014, постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А63- 1172/2014 в удовлетворении исковых требований общества «Октябрь – А» к обществу «КМКР», было отказано. Предметом рассмотрения названного дела являлся описанный в оспариваемом решении и рассматриваемый в настоящем деле конкурс. Суды пришли к выводу о том, что критерии, приведенные в конкурсной документации, являются правомерными, соответствующими критериям для проведения конкурса. Направлены на выбор лучших условий заключения и исполнения договоров поставки минеральной питьевой воды и не содержат каких-либо дискриминационных условий. (Дело № А63-10900/2014)