Пятый арбитражный апелляционный суд отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против КГУП «Приморский «Приморский региональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов» (РЦЦС, г. Владивосток).
Началось с того, что ФАС возбудила дело против РЦЦС по признакам нарушения статьи 16 №135-ФЗ, выразившегося в заключении соглашения, которое привело/могло привести к ограничению конкуренции (устранению хозяйствующих субъектов с товарного рынка, ограничению доступа на товарный рынок хозсубъектов) на товарном рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации; а также на товарном рынке разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.
29.06.2012 между РЦЦС и НО «НАСИ» заключен договор на оказание услуг по предоставлению информации и созданию базы данных. 10.07.2012 между РЦЦС и НО «НАСИ» заключен договор на оказание услуг по предоставлению информации и заказа на создание базы данных (новая редакция). 30.09.2013 между РЦЦС, НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив» заключен лицензионный договор №ТГН-23/2013.
Как следует из положений указанных договоров, совместными обладателями исключительного права на ТСНБ ТЕР — 2001 Приморского края (территориальные сметные нормативы), индексы к ТСНБ ТЕР-2001 Приморского края (индексы пересчета сметной стоимости), ТССЦ к ТСНБ ТЕР-2001 Приморского края (текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов в строительстве) являются НО «НАСИ» и РЦЦС. При этом ТСНБ ТЕР-2001 Приморского края является производным произведением, неотъемлемой и основной частью которого является эталонная база, исключительным правом на которую обладает НО «НАСИ».
Ежеквартальные индексы и средние сметные цены Приморского края публиковались в информационно-аналитическом издании «Справочные Материалы Единые Тарифы Аналитика», распространяемом за плату. Также они размещены на сайте НО «НАСИ». Однако при активации на указанном сайте ссылок для просмотра и скачивания сборников с индексами, а также сборников со средними сметными ценами появляется всплывающее окно с текстом лицензионного договора и со следующей информацией: «Для того чтобы скачать файл, необходимо прочитать лицензионный договор на использование произведения и поставить отметку о согласии с условиями».
По мнению ФАС, участники антиконкурентного соглашения (Департамент, НО НАСИ, РЦЦС, ООО «Госнорматив») своими действиями фактически принуждали разработчиков сметных программ использовать вместо территориальных сметных нормативов базы данных, содержащие территориальные сметные нормативы, исключительные права.
По мнению ФАС, разработчики проектно-сметной документации, также были ограничены в доступе к территориальным сметным нормативам, что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно- сметной документации.
По мнению ФАС, согласованные действия Департамента градостроительства Приморского края, РЦЦС, НО НАСИ и ООО «Госнорматив» заключаются в размещении на официальном сайте Администрации Приморского края базы данных территориальных сметных нормативов Приморского края, тогда как РЦЦС занимался распространением соответствующих баз данных через подведомственное ему информационно-аналитическое издание «СМЕТА» на платной основе.
По мнению суда, участвовать в разработке проектов нормативов с учетом специфического характера этой деятельности в настоящее время может любое заинтересованное лицо, обладающее соответствующими профессиональными познаниями, инфраструктурой, деловой репутацией. Публичный контроль за корректностью разработанных проектов сметных нормативов осуществляется органами государственной власти на этапе включения этих нормативов в реестр, чему предшествует экспертиза данных проектов и иные установленные процедуры. Такой порядок не препятствует разрабатывать проекты нормативов самим государственным органам, основная задача которых сводится в любом случае к нормативному и контрольному обеспечению процесса разработки проектов сметных нормативов.
Также суд отмечает, что исключительное право РЦЦС и НО «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» на базу данных, содержащую территориальные сметные нормативы, не нарушает прав иных хозяйствующих субъектов, не приводит к ограничению конкуренции и не свидетельствует об участии в антиконкурентном соглашении по следующим основаниям.
Таким образом, по мнению суда, законом установлена правовая охрана прав автора и иных лиц, обладающих исключительным правом на базу данных. Наличие у НО «НАСИ», РЦЦС исключительных прав на базу данных не может являться обстоятельством, нарушающим права третьих лиц, заинтересованных в использовании такой базы данных или сметных нормативов, составляющих ее содержание, или ограничивающим конкуренцию. (Дело № А51-29837/2016)