Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «ВКТ-Строй» (г.Казань), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является микропредприятием.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 №135-ФЗ, что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок.
В 2017-2018 годах в образовательных учреждениях города Казани неоднократно возникали аварийные ситуации (затопления подвальных помещений, аварии в канализации, аварии в системе горячего водоснабжения, поломка ограждения и т.д.), для устранения последствий которых образовательные учреждения заключали договор с единственным поставщиком — ООО «ВКТ-Строй». При этом на данном рынке действует множество организаций, соответственно, рынок является высококонкурентным. Так, ООО «ВКТ-Строй» за 2017-2018 годы заключило 1373 договора с образовательными учреждениями города Казани по выполнению аварийных санитарно-технических работ. В 2017 году образовательными учреждениями города Казани было заключено 1780 договоров на выполнение аварийных работ и текущих ремонтных работ, из них 44 % (783 договора с 18.04 по 28.12.2017) заключены с ООО «ВКТ-Строй» на суммы от 4000 до 100 000 руб.
ФАС пришла к выводу о наличии соглашения между МКУ «Управление образования города Казани» и компанией, целью которого являлся не поиск лица для оказания услуг‚ а получение финансирования из бюджета и передача денежных средств определенной компании.
Суды признали, что действия компании не препятствовали выходу на товарный рынок новых хозяйствующих субъектов и не ограничивали доступ иным организациям к заключению договоров с образовательными учреждениями. ФАС не представлены доказательства ограничения компанией и МКУ «Управление образования города Казани» доступа на товарный рынок, а также наступления (возможности наступления) в результате действий МКУ «Управление образования города Казани» и компании последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
Как отметили суды, само по себе совпадение информации, содержащейся в журналах, представленных МКУ «Управление образования города Казани» и компанией, не может свидетельствовать о наличии соглашения между указанными субъектами.
Суды признали, что в действиях компании отсутствуют нарушения требований законодательства в связи с заключением договоров с образовательными учреждениями без проведения торгов.
Суды заключили, что доказательства в подтверждение вывода о наличии соглашения между МКУ «Управление образования города Казани» и компанией, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок, ФАС не представлены. Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о совершении действий, направленных на ограничение конкуренции компанией и МКУ «Управление образования города Казани», материалы антимонопольного дела не содержат. При таких обстоятельствах суды признали решение ФАС недействительным. (Дело № А65-25618/2019)