Арбитражный суд Дальневосточного округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Бункер-Порт» (г. Хабаровск), подтвердив тем самым решения судов предыдущих инстанций. Компания является малым предприятием.
В этом деле ведомство Игоря Артемьева пыталось не только назвать малое предприятие доминирующим на рынка, но и наказать за «злоупотребление доминированием», не установив толком, в чем это злоупотребление заключалось.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения части 1 статьи 10 №135-ФЗ, выразившегося в отказе в согласовании увеличения суточной нормы поставки вагонов.
ООО «Компания Ремсталь» (контрагент) заключило с ООО «Бункер-Порт» (ветвевладелец) договор от 15.07.2017 на оказание услуг по предоставлению железнодорожного пути для прогона вагонов. Дополнительными соглашениями сторон от 31.12.2017, от 31.12.2018 срок действия договора продлен до 30.06.2019. 17.01.2018 Компания Ремсталь обратилась к ООО «Бункер-Порт» с письмом о согласовании увеличения объема подаваемых вагонов на путь необщего пользования до 50 000 тн в месяц (24 вагона в сутки) с приложением подписанного со своей стороны проекта допсоглашения. Письмом от 15.02.2018 №37 ООО «Бункер-Порт» отказало в согласовании увеличения объема подаваемых вагонов, указав, что стратегическим планом развития предусмотрено увеличение объемов перевалки собственных грузов.
ФАС признала ООО «Бункер-Порт»: занимающим доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по предоставлению подъездного ж-д пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Бункер-Порт» на праве аренды, который позволяет осуществлять грузовые перевозки в целях транспортировки грузов по железной дороге от пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Компания Ремсталь», до ж-д станции Советская Гавань — Город Дальневосточной железной дороги.
Суд отметил, что само по себе доминирующее положение не является объектом правового запрета, если в действиях хозсубъекта отсутствуют признаки самостоятельного нарушения антимонопольного законодательства, которые привели к наступлению или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.
ФАС настаивала, что оспариваемый отказ ООО «Бункер-Порт» в увеличении объема подаваемых вагонов незаконен, так как подача в адрес компании 24 вагонов в сутки возможна в случае наступления определенных обстоятельств: согласование ОАО «РЖД» меньшего количества подачи вагонов для иных владельцев ж-д путей необщего пользования в рамках договорных отношений с перевозчиком — ОАО «РЖД», или отсутствие вагонов для подачи в адрес самого ООО «Бункер-Порт» и иных владельцев железнодорожных путей необщего пользования, отсутствие вагонов на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Терминал Совгавань». Либо, исходя из информации ОАО «РЖД», подача 12 вагонов в сутки является в настоящее время максимально возможной при условии, если железнодорожная станция Советская Гавань-Город перейдет на круглосуточный режим работы.
Суды пришли к выводу о том, что поскольку предусмотренные техническими условиями мероприятия компанией не выполнены, развитие инфраструктуры общего пользования не осуществлено, возможность увеличения объемов грузопереработки на станции Советская Гавань-Город не реализована, режим работы станции не изменен, условия договора компании от 19.01.2017 с перевозчиком не изменены, то, вопреки утверждению компании и ФАС в решении, техническая возможность увеличения количества подаваемых вагонов для компании на ж-д путь необщего пользования, принадлежащий ООО «Бункер-Порт», отсутствует. Следовательно, утверждение компании и ФАС в решении, со ссылкой на договор между ООО «Бункер-Порт» и компанией, о безусловной обязанности ООО «Бункер-Порт» обеспечить пропуск вагонов компании в необходимых контрагенту объемах, отклонено судами, как несостоятельное, не учитывающее обстоятельства совместных взаимоотношений перевозчика, иных лиц и нормативных требований по обеспечению пропуска вагонов. В этой связи довод ФАС о незаконных действиях ООО «Бункер-Порт» в отношении компании по ограничению количества вагонов для грузовых операций, подаваемых на пути необщего пользования, принадлежащих ООО «Бункер-Порт», отклонен судом. (Дело № А73-15253/2019)