EVAПо поручению Председателя Правительства Дмитрия Медведева, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разберется с простоем предприятия Иркутской области АО «Саянскхимпласт» из-за перебоев с поставками этилена с «Ангарского завода полимеров» (принадлежит НК «Роснефть»). Соответствующее письмо было отправлено премьеру членом Совета Федерации от Иркутской области. Уже в течении нескольких лет АО «Саянскхимпласт» не может договориться с АО «Ангарский завод полимеров» по цене и объемам поставок этилена, что не позволяет предприятию спланировать работу по производству, реализации продукции и развития завода.

«Саянскхимпласт» является крупнейшим российским производителем ПВХ, который используется для изготовления конструкционно-строительных и изоляционных материалов. Предприятие является градообразующим, на котором работает 4 тыс. чел. Также подобные ситуации ведут к сбою в работе технологического оборудования.

В 2015 году предприятие находилось в споре с АЗП по поводу цен на этилен. С первого января 2016 года между ними отсутствует договор, то есть «Ангарский завод полимеров» ответственности по поставкам не несет. По словам гендиректора предприятия, на фоне ценового спора АЗП снизил объем поставок этилена в адрес «Саянскхимпласта» с 135 тыс. т. в 2014 году до 110 тыс. т. в 2015 году. Это привело к тому, что завод в 2015 году снизил выпуск ПВХ на 26% по сравнению с 2014 годом — до 210 тыс. т.

После чего власти Саянска начали с заявления о переходе градообразующего предприятия на неполную рабочую неделю. Такое решение, в частности, объяснялось перебоями в поставках этилена со стороны «Ангарского завода полимеров». Фактически проблемы с поставками начались в октябре, когда «Саянскхимпласт» самовольно перекрыл вентиль и остановил приемку этилена. По данным предприятия, в октябре дело доходило до крайностей, когда в отдельные дни подача падала до 10 тонн в час, что ниже критического уровня. Все это привело к нештатной ситуации 18 октября 2015 года, когда, не дожидаясь критического момента на взрывоопасном производстве, было принято решение об остановке предприятия. С этого времени переговоры между монопольным поставщиком этилена и монопольным же потребителем носили исключительно официальный характер. Как отметил представитель «Роснефти», договорный процесс существенно усложнился. Тогда предприятия уже жаловались в ФАС. Ведомство разработало формулу справедливой цены на этилен и считало целесообразным использование ее при заключении долгосрочного договора на поставку этилена. Она не привязана к экспортному паритету и, как следствие, к курсу иностранной валюты. Кроме того, в ФАС уверены, что она позволит добиться прозрачности при формировании цены на этилен. По информации ФАС, стороны «в целом поддержали» разработанную специалистами службы формулу. «Единственно, им предстоит определить порядок расчета коэффициента, который отражает процессинг производства ПВХ и уровень необходимой рентабельности», При этом уже в июле процесс производства ПВХ возобновился. АЗП поставил первые партии этилена на бездоговорной основе.

11 июля «Саянскхимласт» сообщил о возобновлении производства ПВХ. Первые партии этилена АЗП поставил партнеру первого июля на бездоговорной основе. Но уже на прошлой неделе поставки опять прекратились из-за остановки оборудования по производству этилена и АО «Саянскхимпласт» вновь перешел в режим минимальной загрузки. «Ангарский завод полимеров» является единственным нефтехимическим предприятием полного цикла в Восточной Сибири. Полученный этилен используется для производства полиэтилена высокого давления, стирола и полистирола.

ФАС не справляется с урегулированием ситуации на рынках химических продуктов и приходится вмешиваться Правительству. А не справляется потому что в открытую действует в интересах крупнейших игроков, обеспечивая им сверхприбыль. Например, спор двух компаний «ФосАгро» и ООО «Газпром сера» длится уже больше года, и касается поставок серы – важного компонента для производства минеральных удобрений. ФАС открыто вмешалась в спор двух монополистов (дело №305-ЭС15-12229) на стороне предприятий «Фосагро» — служба стала третьей стороной по их спору в арбитражном суде. Это забавно, ведь по закону третьей стороной по судебному делу может быть тот, чьи интересы непосредственно затрагивает спор. Как может потенциальное сокращение прибыли группы «Фосагро» затронуть интересы ФАС России, непонятно, ведь руководители ФАС России официально не являются акционерами компании.

Экономисты часто критикуют ФАС за чрезмерное вмешательство в споры хозяйствующих субъектов, вступая в договорные споры на стороне «слабой стороны». Наша антимонопольная служба, к сожалению, не принимает во внимание экономические выкладки и модели. Но вот одна модель, похоже, взята ФАС на вооружение – речь идет о модели «захвата регулятора» нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля. Суть ее проста – чем больше сверхприбыли у монополиста, тем больше у него возможности «убедить» разными способами регулятор в свой правоте и заставить плясать под свою дудку.