Источник изображения: Михаил Почуев, ТАСС

Задержании заместителя главы «Аэрофлота» Владимира Александрова, как сообщается, может быть связано с нарушением в ходе закупок. Речь может идти о контрактах по завышенным ценам с коллегией адвокатов «Консорс», в штате которой работают два адвоката, знакомые господина Александрова.
Не прошло и полгода, как господин Александров заявлял: «Аэрофлот придает большое значение открытости, прозрачности и доступности участия в закупках для широкого круга поставщиков. Благодаря неуклонному соблюдению основополагающих принципов закупочной деятельности и применению новых тактик при осуществлении закупок Аэрофлот в 2018 году достиг беспрецедентной экономии, что позволило компании выполнить задачу по оптимизации расходов. Мы высоко ценим готовность коллег конструктивно реагировать на наши потребности, в том числе осуществлять оперативные доработки системы, продиктованные спецификой авиабизнеса».
Подобное заявление было сделано как бы в оправдание выбора электронной торговой площадки (ЭТП) ЗАО «Сбербанк-АСТ», ей господин Александров передал 98% всех конкурентных закупок «Аэрофлота». Странное решение, ведь грамотные заказчики как правило, предпочитают не класть яйца в одну корзину и распределять закупки между несколькими ЭТП. Тем более, что «Аэрофлот» как работает не по закону о контрактной системе №44-ФЗ, в рамках которого действуют 8 отобранных ЭТП, а по более мягкому №223-ФЗ, где выбор площадок еще больше. Но даже если принять во внимание продолжающиеся разговоры о закреплении всех закупок госкомпаний-субъектов №223-ФЗ за площадками, отобранными для работы с госзаказом в рамках №44-ФЗ, выбрать из 8 площадок несколько для страхования рисков и поддержания конкуренции вполне возможно.
Кстати, куда смотрела Федеральная антимонопольная служба (ФАС)? Ведь известны случаи, когда госзаказчики, выбравшие одну ЭТП (не «Сбербанк-АСТ») получали от ведомства Артемьева предупреждения с требованием распределить торги между 2-3 площадками. Хотя для экспертов рынка нет ничего удивительного, всем давно известно о тесных и теплых отношениях Артемьева с Германом Грефом и ФАС со Сбербанк-АСТ. Да и сам рынок ЭТП был создан во многом под площадку Сбера.
Последнее обстоятельство не мешало «Сбербанк-АСТ» стремительно терять долю рынка — административный ресурс и монопольное положение никогда не сказывались на качестве работы в лучшую сторону. Совсем некрасивая история вышла в прошлом году, когда суд установил, что Сбербанк-АСТ блокировала конкурентов Сбербанка. Говорить после этого об открытости и прозрачности не приходится.
Так что передача 98% торгов «Аэрофлота» одной ЭТП «Сбербанк-АСТ» Александровым может и должна быть тщательно изучена следственными органами в рамках возбужденного дела. Как и факты постоянного открещивания «Аэрофлота» от отечественной техники — самолетов SSJ-100 и МС-21 (а до этого — от ТУ-204) на фоне масштабных закупок новых Боингов и Эрбасов. Можно говорить о недоработках новых наших самолетов, но кому, как не крупнейшей госкомпании, поддержать заказами родной авиапром?