1. Идею с объединением Федеральной службы по тарифам с антимонопольным ведомством стали продвигать, когда «Деловая Россия» довела до Президента объективную информацию о деятельности ФАС: число дел в 100 раз превышает показатели любой другой страны, малый бизнес стал основным объектом преследования. Президенту впервые донесли независимую точку зрения на ФАС, и его кураторы решили провести эту спецоперацию, опасаясь, что события скоро могут принять неблагоприятный для них оборот.
2. Власть устроила широкое обсуждение моделей объединения и регулирования естественных монополий (Экспертный совет Правительства и Минэк предлагали лишить ФАС несвойственных функций, и создать единый мегарегулятор естественных монополий отдельно от антимонопольного органа), но сделала ровно наоборот.
3. Мы опять идем своим путем — нигде в развитых странах нет соединения в одном органе антитраста и тарифного регулирования.
4. До 2004 года все тарифы, кроме энергетики регулировал предшественник ФАСа — Министерство по антимонопольной политике — МАП. И это был период наибольшего роста тарифов и их наибольшего превышения над инфляцией. Кстати, по нашей информации, г-н Артемьев намерен передать функции ФСТ все тому же Анатолию Голомолзину — это он так удачно «рулил» тарифами в конце 1990-х- начале 2000-х, что они иногда они за год вырастали в 5-6 раз. Это он бессменно с середины 1990-х антимонополист российский ТЭК, согласовывая все поглощения независимых АЗС крупными вертикально интегрированными холдингами. Это он курировал в МАПе реформу РАО «ЕЭС», когда в РАО работала его супруга. Это про него эксперты говорят, что он такой честный, что меньше $0,5 млн. не берет.
5. Новый ФАС займется вычленением и приватизацией прибыльных секторов естественных монополий, бесприбыльные останутся на шее государства. Помимо обогащения приближенных к процессу, Бог бы с ним, это приведет к развалу инфраструктуры. Ведь защищая интересы иностранных компаний, ФАС отказывается от лучших зарубежных практик. Под руководством ФАС в России была создана уродливая система контроля за госзакупками, которой нет нигде в мире — с мелочным процедурным контролем и с отсутствием контроля за результатами. Тот же г-н Голомолзин, проводя реформу ж-д транспорта, отверг лучшие в мире практики (ФРГ, Япония, Франция), да наша доморощенная МПС всегда была отнюдь не слабым звеном экономики. Итог — недавний кризис с электричками, обвал магистральных перевозок. Автомобильные перевозчики могут поставить памятник г-ну Голомолзину — ж-д транспорт им теперь не конкурент даже на дальние расстояния.
5. «ФАС у нас с налоговой впереди планеты всей» — сказал Игорь Шувалов Президенту.
Вряд ли он имел ввиду размеры коррупции, где ФАС действительно на 1 месте. Он опять говорил о международном рейтинге — ФАС на 18-31 месте согласно данным одного английского журнала, на основе опросов юристов. Которые прямо заинтересованы в усилении и расширении ФАС! А вот про 102 место по эффективности антимонопольной политики (при том что РФ в целом — на 53 месте, то есть ФАС тянет Россию вниз) — это согласно рейтингу глобальной конкурентноспособности Давосского экономического форума. Игорь Шувалов, неоднократно бывавший в Давосе, умолчал, что нам Давос по сравнению с мнением английских юристов?
6. Пожалуй, единственный плюс в этой истории — получив такой жирный и лакомый кусок, г-н Артемьев, очень надеемся, отстанет от малого и среднего бизнеса (пока т.н. «антикризисный» законопроект по иммунитетам для МСП от антимонопольного контроля пошел в Думу в неработающем виде и с кучей лазеек для чиновников). Вот только перевесит ли снятие административных барьеров для МСП рост тарифов и развал инфраструктуры?