Коллегия Счетной палаты выявила у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нарушения и недостатки при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ за 2015 год. ФАС нарушила сроки опубликования плана-графика заказов на 2015 год, его составление и ведение. Также антимонопольный орган не в полном объеме выполнял требования к недопущению приобретения товаров с избыточными потребительскими свойствами. При осуществлении закупок ФАС завышала начальные (максимальные) цены контрактов (НМЦК), неэффективно использовала заказанное оборудование, оплачивала невыполненные работы и т.д. Как отмечает Счетная палата, что ФАС сама же провела неконкурентные закупки на сумму 178,2 млн. руб., что составляет 79,3% при этом экономия составила 7,5% от общего числа закупок. В результате ФАС получит представление от Счетной палаты, а заключение по итогам проверки будет направлено в Парламент.
Создается вопрос, как может ведомство эффективно и честно осуществлять контроль за закупками для гос- и муниципальных нужд всей страны, а также закупками госкомпаний, если при своих собственных закупках допускаются такие грубейшие нарушения? Отметим при этом, что «закупочный» бюджет ФАС невелик, и наладить там элементарный порядок при желании не составляет большого труда.
Примечательно, что Счетная палата выявила именно большое число неконкурентных закупок. Аналогичные претензии руководитель ФАС Игорь Артемьев постоянно предъявляет госкомпаниям. Он постоянно хочет ужесточить контроль за их закупками, и получить для себя дополнительные полномочия. Но, как говорится, в своем глазу бревно не замечает.
Система контроля за госзакупками, сформированная ФАС, вызывает все больше нареканий, вопиющим случаем стало то, что при проведении проверки ведомство не обнаружило нарушений в торгах на организацию детского отдыха в Карелии, результатом чего стала гибель 14 школьников. Ведомство постоянно использует политику двойных стандартов, то называя, то, не называя нарушениями дробление лотов, участие аффилированных компаний, подача заявок с одного IP-адреса и т.д. Это вызывает вопросы о колоссальных коррупционных рисках. А объявления «поможем выиграть торги», «поможем подать жалобу/решить вопрос с ФАС», которыми пестрит Интернет, косвенно подтверждают эти риски.
Наш анализ показывает, что процедурный контроль ФАС за госзакупками ведет к отрицательной селекции — регулятор «сносит» торги, на которых наблюдалось большее снижение цен, большее число участников и более жесткая конкуренция. При этом 3/4 усилий ФАС тратит на контроль за мелкими закупками.