Источник изображения

«Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления» (Руслом.КОМ) обратилась в Минпромторг с просьбой не вводить обязательную биржевую торговлю металлоломом.
Мы уже писали о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно лоббирует биржевую торговлю металлоломом. Как и во многих других вопросах, в вопросе биржевой торговли ФАС демонстрирует двойные стандарты, своими действиями не препятствуя, а насаждая монополизм, и зачастую разрушая целые отрасли. Так, именно по инициативе ФАС в рамках госзакупок запрещено закупать биржевые товары на биржах. Зато ФАС лоббировала биржевую торговлю цементом и апатитовым концентратом – при том, что на по обоим товарам действовало не множество продавцов (условие эффективной работы биржи), а один крупный игрок – под видом биржи происходило монопольное повышение цен. Активную настойчивость и бюрократическую изворотливость проявляет ФАС и сейчас при навязывании биржевой торговли ломом, который нигде в мире биржевым товаром не является.
Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее — Проект), предусматривающий отчуждение лома путем заключения сделок исключительно посредством проведения биржевых торгов информируем о результатах рассмотрения, согласно поручению зампреда Правительства Дмитрия Козака 11.11.2019 г. №ДК-П9-9762 был доработан ФАС, с участием Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина. Однако НСРО «РУСЛОМ.КОМ» и участники рынка лома отмечают, что ФАС провела только видимость доработки, ключевые положения, вызывающие серьезную озабоченность рынка, сохранились. При этом ФАС с указанными министерствами Проект не согласовывала!
Проект исходит из принципа, согласно которому лом металлов отчуждается (приобретается) на бирже, за исключением случаев, когда это предусмотрено самим постановлением, указами Президента РФ и федеральными законами. При этом Проект выводит практически все сделки с ломом из-под указанного общего правила, за исключением экспортных операций. Другими словами, Проект вводит неравенство субъектов предпринимательской деятельности, что нарушает базовые Конституции (ст. 8) и Гражданского Кодекса (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), а обязанность экспортеров реализовывать лом чрез биржу нарушает принципы свободы экономической деятельности.
Используемый в Проекте подход нарушает и базовый для ФАС Закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ (п. 8 ст. 4 и ст. 15), запрещающий органам власти принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,
Учитывая отрицательную позицию и ломозаготовителей, и ломопотребителей по применению биржевого механизма торгов, высказанную на Биржевом комитете ФАС, Ассоциация РУСЛОМ.КОМ считает нецелесообразным переход на биржевые торги, имеющие обязательный характер, как для компаний ломозаготовителей, осуществляющих продажу лома на экспорт, так и для компаний с госучастием.
Мероприятия, связанные с введением биржевого механизма торговли ломом не были обсуждены в установленном порядке с отраслью и не включены в План мероприятий по системному развитию организованных торгов на товарных рынках, , утвержденному Первым заместителем Председателя Правительства РФ Силуановым А.Г.
Следует также отметить, что сегодня законодательством РФ уже предусмотрены механизмы обеспечения конкурентных процедур, публичных торгов продажи лома которые, что немаловажно, уже апробированы на практике и применяются компаниями с государственным участием. Продажа гослома в настоящий момент осуществляется следующими способами:
1. Передача лома как отхода на утилизацию. В этом случае госпредприятия заключают с ломозаготовительными организациями, имеющими лицензию на обращение с ломом, договоры на его утилизацию, т.е. госпредприятиями закупаются соответствующая услуга;
2. Продажа лома как товара или движимого имущества.
Основными рисками при введении новых инструментов регулирования рынка является сокращение объема лома на рынке и нестабильности его поставок. Поэтому крайне важно наличие адаптационного периода для регулируемой отрасли.
Введение обязанности участвовать в биржевых торгах является кардинальным фактором перенастройки всех хозсубъектов и экономических связей. В результате этого прогнозируемо увеличение трансакционных издержек в части оплаты услуг биржи, замораживания значительных обеспечительных активов на ее счетах, прохождения биржевого комплаенса, разрыва существующих внешнеторговых взаимоотношений, нарушения логистики процесса.
Так, в частности, по информации от Биржевого комитета ФАС настройка системы биржевых торгов по минеральным удобрениям заняла более 2-х лет, по лесопромышленному комплексу более полутора лет, по углю и нефтепродуктам такой же период. В указанное время продажа на бирже имела добровольный характер.
Более того, биржевой инструментарий рынком лома не востребован, как в России, так и в мире. Лом металлов не является биржевым товаром, не обладая его признаками. Лом внутри одной партии имеет разный химический состав, стандартизация на рынке лома требует значительной доработки. На биржу традиционно выводятся крупнооптовые лоты. В случае с металлоломом, стандартная вагонная партия составляет от 30 тонн, что не является значимым объемом для биржевой торговли. Такие лоты традиционно торгуются на электронных торговых площадках (ЭТП). Также, введение обязательных биржевых механизмов всегда обусловлено наличием монополизации рынка в стране, как это было в случае с нефтяным сектором в России. Например, в США рынок нефти сопоставим по объемам с российским, но в отличие от нашего рынка, является высоко конкурентным. В этой связи биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами в США отсутствует.
При этом, рынок услуг бирж в России крайне незначителен, что не дает возможности говорить о реальной конкуренции между организаторами биржевых торгов. Предприятия, осуществляющие деятельность по обращению с ломом металлов, не смогут выбирать приемлемые условия взаимодействия, и будут вынуждены пользоваться услугами одной единственной биржи. В случае конфликта между биржей и участником торгов, участник уже не сможет найти альтернативу на рынке. Таким образом, биржа сможет навязывать участнику невыгодные ему и выгодные только ей условия. Таким образом, проект ФАС не дает такой возможности сменить контрагента, создавая биржевую монополию, то есть его нормы, не направлены на поддержку конкуренции, и соответственно не согласуются с пунктом 2 статьи 8 Конституции РФ.
Устанавливаемое в соответствии с Проектом монопольное положение биржи, должно быть нивелировано за счет дачи возможности хозяйствующему субъекту для купли-продажи лома металлов пользоваться услугами организатора торгов, в том числе приобретая и продавая лом на аккредитованных Правительством ЭТП.
Наконец, Проект страдает и существенными юридико-техническим недостатками. Так указано, что лом реализуется «на организуемых торгах, проводимых биржей (биржами)». В таком случае становиться непонятным, могут ли биржи одновременно проводить торги в отношении одного лота (одного и того же объема лома металлов).
До настоящего времени остается нерешенным вопрос, о котором неоднократно высказывались и представители ломозаготовительной отрасли и металлургические предприятия — это создание системы учета образуемого на предприятиях с госучастием лома. А ведь без создания четких и понятных правил учета образуемого лома в компаниях с госучастием на рынок вовлекается лишь небольшая часть образуемого лома, на которую и будут распространены новые формы его реализации, что не решит проблемы вовлечения в оборот всего объема образуемого лома.