Так на встрече 25 мая руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев выступил перед предпринимательским сообществом, в числе которых присутствовали и пострадавшие от сноса ларьков Правительством Москвы, по приглашению партии «Яблоко». Игорь Артемьев является членом федерального политкомитета партии. На встрече он заявил о том, что в России в наличие «государственно-монополистический капитализм». А также о проведении проверок ФАС, в отношении законности сноса в том или ином случае, насколько все у предпринимателей было законно оформлено. Если здания были законно возведены, ФАС выступает на стороне предпринимателей в судах против московских властей, заявлял Артемьев. Участие представителя не просто оппозиции, но жесткой оппозиции в исполнительной власти является нонсенсом. Напомним, что «ЯБЛОКО» не признает «аннексии» Крыма, постоянно заявляет об оппозиции курсу как Правительства, так и Президента. Ни в одной демократической стране такая политическая шизофрения была бы просто невозможна. Вызывает вопросы не только сам факт нахождения Артемьева в «Яблоке». По меньшей мере странно, что Игорь Артемьев не выразил публичного несогласия с позицией партии по Крыму, или с позицией по отношению к Президенту. И при этом он продолжает занимать высокий государственный пост. Ведь хотя формально Артемьев не является Министром и членом Правительства, он возглавляет, пожалуй, самый влиятельный орган исполнительной власти, регулирующий чуть ли не всю коммерческую деятельность бизнеса — закупки, рекламу, тарифы, антимонопольное регулирование, торговлю, привлечение иностранных инвестиций. На встрече он заявил, что ФАС оспаривает действия московских властей по сносу ларьков и нестационарных объектов. Это не так, никаких дел против московского Правительства возбуждено не было. Артемьев заявил, что ФАС выигрывает в суде 80% дел, и только 20% проигрывает. Это не так, согласно судебной статистике, ФАС проигрывает свыше 40% дел в судах, эта цифра остается стабильной в течение многих лет.
Во время встречи депутат Госдумы Дмитрий Гудков затронул тему касающуюся определенных заказов, которые достаются одним и тем же лица афиллированным с Тимченко и Ротенбергами, причем объем этих заказов превышает 1,5 трлн. руб. Также он отметил ситуацию с приватизацией холдинга «Вертолеты России» в интересах топ-менеджмента. Игорь Артемьев пообещал разобраться, отметив, что в последнее время все должны были убедиться опасности любой монополии в хозяйствовании. Он также упомянул историю с газопроводом Газпрома Сила Сибири, когда вопреки мнению ФАС была принята мягкая редакция 223-ФЗ о необязательности торгов, что повлекло за собой возможность для Газпрома отдать заказы определенным лицам без торгов на сотни млрд. руб. Напомним, что руководитель ФАС пригрозил рассказать Владимиру Путину о тендерах «Газпрома» по строительству «Силы Сибири». Игорь Артемьев тогда заявил, что «можем даже дело антимонопольное возбудить» и, что в тендере по «Силе Сибири» нарушено «все антимонопольное законодательство». Но штраф так и не наложил.
На встрече присутствовал также Директор Института стратегического анализа Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Игорь Николаев. Он выделил данные из отчета ФАС о том, что процент дел о нарушении именно властными структурами антимонопольного законодательства превышает 50%, констатировав, что назрела и уже «перезрела» необходимость кардинальной смены экономической политики в стране. Кстати, на следующий день после встречи, один из присутствовавших, экс-секретарь Координационного совета оппозиции (КСО) Дмитрий Некрасов, который собирался баллотироваться в Госдуму при поддержке «Яблока», эмигрировал в Европу.
В связи с чем возникает вопрос, а совместимо ли со статусом руководителя федеральной службы публичная критика руководства страны? Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 17 гл. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прохождение гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
— допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности (п. 10);
— использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума (п. 12);
— использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (п. 13).
А в соответствии с ч. 4 ст. 17 гл. 3 79-ФЗ, ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.